"Западные штучки": платные дороги превращают в бесплатные

Автор фото: Антон Ваганов
Пункт взимания платы (ПВП) на Южном участке Западного скоростного диаметра.

Госдума обсудит предложение отменить плату за проезд по платным дорогам для местных жителей. Эту кажущуюся популистской инициативу поддержали несколько региональных парламентов и депутат Госдумы от партии власти. Для Петербурга это может означать, что 9,7 млрд рублей будут платить не автомобилисты, а городской бюджет.

Законодательное собрание Краснодарского края утвердило и направило в Госдуму законопроект, расширяющий перечень транспортных средств, которые имеют право ездить по платным дорогам бесплатно. Сейчас это городской общественный транспорт, почтовые машины и спецтранспорт с мигалками.
Предлагается предоставить такое право также инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России, Героям труда, а также "лицам, имеющим постоянное место жительства на территории населённых пунктов, непосредственно прилегающих к платным участкам автомобильных дорог".
Вес этой инициативе придаёт несколько факторов. Во-первых, в краснодарском парламенте подавляющее большинство принадлежит депутатам от "Единой России". Во-вторых, законопроект был одобрен на Конференции Южно-Российской парламентской ассоциации, в которую входят законодательные органы восьми южных регионов страны. Наконец, предложение публично поддержала депутат Госдумы от Краснодарского края, член "Единой России" Светлана Бессараб.
Судя по тексту законопроекта, его авторы рассчитывают на быстрое прохождение документа в Госдуме. Во всяком случае, они написали, что закон должен вступить в силу уже 1 июля 2020 года. Редкая инициатива принимается с такой скоростью.
Для южных регионов страны тема платных дорог более чем актуальна. Основная трасса этой части России М-4 "Дон" является платной на нескольких участках. И, хотя формально эти участки дублируются бесплатными дорогами, зачастую водители вынуждены ехать именно на "Дон" и платить за это.
Однако законопроект в его текущем виде затрагивает все платные дороги без исключения, и для Петербурга эта инициатива, без преувеличения, революционна. В городе работает платный Западный скоростной диаметр, и подавляющее большинство его пользователей — это местные жители. Об этом говорит, например, тот факт, что около 90% всех транзакций по оплате проезда совершается с помощью транспондеров. Отмена платы для этих автомобилистов приведёт к нескольким последствиям.
Согласно концессионному соглашению Петербурга с компанией "Магистраль Северной столицы" (МСС), минимальный гарантированный доход концессионера должен составлять 9,67 млрд рублей. Если компания не собирает эту сумму с водителей, то разницу доплачивает город. До сих пор так и было, причём в отдельные годы сумма выплаты из бюджета превышала 5 млрд рублей. 2020-й должен стать первым годом, когда МСС заработает требуемую сумму сама. Но если будет принят краснодарский законопроект, то этого не произойдёт и городу придётся платить по 9,67 млрд рублей ежегодно.
Вторым последствием может стать взрывной рост трафика на ЗСД. Пробки на трассе нередки и сейчас. А 3 апреля 2017 года, когда в Петербургском метрополитене произошёл теракт и МСС отменила плату за проезд, ЗСД практически мгновенно встал.
В МСС не стали комментировать новый законопроект. Отказались от комментариев и в компаниях "Магистраль двух столиц" и "Автодор", управляющих северной частью платной трассы М-11.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников полагает, что инициатива может быть связана с выборами губернатора Краснодарского края, которые пройдут в сентябре. "Необходимо проявить публичную инициативу в рамках губернаторской кампании, — рассуждает эксперт. — Здесь даже неважно, примут закон или нет — власти уже об этом заявили. Если Госдума рассмотрит его хотя бы в первом чтении, это будет уже победа. Дальше этот закон могут забыть. Сейчас задача — показать, что закон принят в разработку — это отчётный момент для региональных властей".
Dp.ru поинтересовался у депутатов Госдумы из разных фракций, представляющих Петербург, как они будут голосовать при рассмотрении законопроекта.
Я думаю, что на сегодняшний день подобную инициативу можно рассматривать, но исключительно в контексте учёта всех точек зрения. Если это будет консолидированная позиция и депутатского корпуса, и правительства, то это можно поддержать, потому что мы не вправе вторгаться в заключённые соглашения просто потому, что нам так захотелось. Когда мы привлекали средства частных инвесторов в строительство этих дорог, мы же не говорили, что мы потом будем менять правила игры. Я лично глубоко за то, чтобы люди ездили бесплатно. Я сам пользуюсь этим ЗСД, сам возмущаюсь ценами, тем, что они растут не по дням, а по часам. Мне не нравится, но я понимаю, что это такая реальность. Но, с другой стороны, нарушать слово, нарушать условия договора — это катастрофично. Нельзя нарушать условия договора. Инвестора можно обмануть, но только один раз.
Виталий Милонов
депутат Госдумы, "Единая Россия"
Понятно, что эта инициатива будет поддержана абсолютным большинством населения и даже многими депутатами, но не большинством. Потому что, скорее всего, мнение правительства будет отрицательным. Что касается платных дорог, то они могут существовать, но только тогда, когда минимальная зарплата будет не позорные 12 тыс., а хотя бы 30–50 тыс., а средняя зарплата не позорные 30–40 тыс., а хотя бы на уровне 70–80 тыс. Вот сначала это нужно сделать, а потом перенимать всякие западные штучки. А у нас практика складывается наоборот.
Олег Нилов
депутат Госдумы, один из авторов законопроекта о запрете МФО
Идея хорошая, но, как она изложена, ещё не видел. Как поступит на рассмотрение в Госдуму, готов обсудить.
Олег Лавров
депутат Госдумы, ЛДПР
No comments.
Владимир Бортко
депутат Госдумы, КПРФ