Аудиторы усомнились в непрерывной работе "Метростроя"

Автор фото: Сергей Ермохин
Руководитель "Метростроя" Сергей Харлашкин

Аудит "Метростроя" вызывает "сомнения в способности непрерывно продолжать деятельность". Строители отнесли план своего спасения в Смольный.

По состоянию на конец 2019 года сумма обязательств ОАО "Метрострой" по кредитным договорам с банками составляла 6,1 млрд рублей, в том числе с прошедшими сроками погашения — 559 млн рублей. В I квартале 2020 года истек и срок погашения обязательств по кредитам на сумму 4,9 млрд рублей. Такие данные приведены в аудиторском заключении, подготовленном и подписанном ООО "Пром–Инвест–Аудит" (есть в распоряжении "ДП") 27 мая 2020 года. На момент оформления документа "Метрострой" не смог договориться об изменении условий соглашения или получить замещающее финансирование, уточняет аудитор. Чистый убыток компании по итогам года превышает 5 млрд рублей.

Существенная неопределенность

"Перечисленные обстоятельства указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО “Метрострой” продолжать свою деятельность непрерывно", — указано в отчете "Пром–Инвест–Аудит".
По данным пересмотренного бухгалтерского баланса за 2019 год, долгосрочные обязательства оцениваются в 1,5 млрд рублей, краткосрочные — в 23,76 млрд (итого — 25,62 млрд).
Аудита "Метростроя", в частности, ждали в Смольном, чтобы определиться с будущим компании и участием Петербурга в ее акционерном капитале, отмечал ранее вице–губернатор Максим Соколов. По данным "ДП", судьба метростроителей должна определиться до 1 июля 2020 года, но в целом город настроен на помощь акционерному обществу.
Компания представила в Смольный два сценария своего финансового оздоровления, сообщили "ДП" в пресс–службе "Метростроя".
"Основной задачей, которая включена в антикризисный план, является максимальное сокращение размера кредиторской задолженности ОАО “Метрострой” и выход из процедуры банкротства. Из механизмов снижения кредиторской задолженности рассматриваются продажа непрофильных активов, применение текущих индексов–дефляторов к действующим госконтрактам и докапитализация компании за счет увеличения уставного капитала акционерного общества", — отметили в компании.

Выздороветь за 5 лет

Источник "ДП" в транспортном блоке Смольного сообщил, что комитет финансов и комитет по экономической политике и стратегическому планированию после ознакомления с планом оздоровления рекомендовали "Метрострою" откорректировать его, расширив доходную часть. По его информации, за счет дополнительного выпуска акций компания рассчитывает получить 4,5 млрд рублей. Еще 93 млрд рублей "Метрострой" планирует заработать на новых контрактах по строительству подземки.
В целом программа оздоровления "Метростроя" рассчитана до 2025 года. После этого он должен выйти в плюс, рассчитавшись со всеми своими долгами перед банками и кредиторами.
"Компания просит Смольный отложить срок погашения авансов, уменьшить банковскую гарантию с 15 до 10% и, самое главное, пересмотреть текущие индексы–дефляторы. Закладываемые ранее индексы не соответствуют сегодняшнему положению дел, когда обвалился рубль. “Метрострой” ссылается на форс–мажорные обстоятельства. Если экономический блок одобрит изменение индексов, это будет существенная финансовая поддержка для компании — до 2 млрд рублей по двум текущим контрактам. Без этого остальные телодвижения не имеют большого эффекта и проще пойти в банкротство", — отмечает источник "ДП".

Наблюдение

Напомним, в феврале этого года в рамках банкротного иска, поданного в марте 2019 года московским АО "Ариэль Металл", суд ввел процедуру наблюдения в "Метрострое" (см. "ДП" № 21 от 18.02.2020). Строитель подземки задолжал москвичам чуть больше 5 млн рублей, в списке истцов значились еще три компании.
Руководитель "Метростроя" Сергей Харлашкин тогда назвал "ДП" процедуру наблюдения плановым шагом по финансовому оздоровлению и признал ее неизбежной.
"Мы сможем отбиться от исполнительных листов и выплат, будет стройная очередь кредиторов, с каждым можно работать индивидуально. Плюс мы сможем совершать текущие платежи, в первую очередь по закупке материалов", — говорил Харлашкин.
Обновленную программу финансового оздоровления "Метрострой" должен направить в Смольный к середине следующей недели, говорит источник "ДП", после чего должно состояться совещание с участием вице–губернаторов Максима Соколова и Эдуарда Батанова.

Но вы держитесь

Напомним, из–за секвестра бюджета Смольный существенно урезал финансирование строительства метро: на 2020 год осталось только 9 млрд рублей, что меньше изначальной суммы на 4,8 млрд рублей. Это "Метрострой" тоже должен учесть при корректировке своего плана оздоровления. Больше всего потеряли Красносельско–Калининская (ККЛ, "коричневая") — 1,6 млрд рублей, и Лахтинско–Правобережная линии (ЛПЛ, "оранжевая") — 3,6 млрд. Причем на ЛПЛ осталось всего 960 млн рублей, что грозит остановкой работ, писал "ДП" в конце мая, поскольку эти деньги уже освоены (см. "ДП" № 61 от 22.05.2020).
Для обеспечения строительства "оранжевой" ветки на оставшуюся часть 2020 года, по данным "Метростроя", необходимо 2 млрд рублей. Если денег не выделят, то объект необходимо будет законсервировать.
"Консервация объекта и его последующая расконсервация — это затраты, сопоставимые с суммой, необходимой для продолжения строительства", — отмечали в "Метрострое".