"Вообще в нокдауне": с чем столкнулся финский бизнес в Петербурге из-за коронакризиса

Автор фото: ТАСС

"ДП" поинтересовался у финских промышленников, имеющих дочерние предприятия в Петербурге и Ленобласти, особенностями работы в период ограничений и тем, с какими сложностями они столкнулись

Вынужденный локдаун, начавшийся в конце марта, затронул многие промышленные предприятия Петербурга и Ленобласти. Часть из них остановили конвейеры. Те, кто продолжил работать, вынуждены были быстро приспосабливаться к новым условиям.
Финский бизнес на правах самого ближнего зарубежного соседа по традиции имеет в петербургской агломерации самое большое количество "дочек".
"Финские компании сообщали нам о временных сложностях, связанных с перемещением работников и субподрядчиков, а также с доставкой товаров. Каких–то существенных проблем они не называли", — говорит директор по России Финско–Российской торговой палаты Юкка Хуухтанен.
Большинство российских подразделений иностранных компаний столкнулись с одинаковыми проблемами, полагает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Алексей Балашов. "Это самоизолированное дома население, закрытые границы и разорванные технологические цепочки на фоне растущей общей неопределенности в стране и дальнейшего снижения доходов населения", — перечисляет он.
По оценке эксперта, точно оценить объемы падения корпоративного сектора сейчас мало кто возьмется, но абсолютно очевидно, что они будут весьма значительными.
"В наиболее сложном положении окажутся финские бизнесы, которые были ориентированы на внутрироссийский потребительский спрос и не имели серьезных контрактов с госзаказчиками", — резюмирует Алексей Балашов.

Потеряны сотни миллионов

В компании "Атриа Россия", выпускающей продукты питания под несколькими марками (в том числе Pit Product и "КампоМос"), отмечают, что изначально сфокусированы на средневысоком и высоком сегментах рынка. Это касается как ретейла, так и HoReCa (включая собственную фастфуд–концепцию Sibylla, у которой подавляющее большинство точек продаж расположены на автозаправочных станциях).
"Средневысокий сегмент сильно пострадал. HoReCa вообще в нокдауне. Для нас это означает очень сильный удар — снижение объемов реализации и загрузки производства. Сейчас мы видим, что отгрузки в HoReCa снизились больше чем на 50%, продажи в нашей собственной фастфуд–концепции — тоже", — говорит исполнительный вице–президент "Атриа Россия" Илари Хююрюнен.
По его словам, в ретейле у компании есть определенный рост, но его недостаточно, чтобы покрыть остальные потери. "Каждая неделя локдауна обходится в 1% годового объема продаж с учетом фактора сезонности. И мы понимаем, что потребительская уверенность не вернется мгновенно. Продажи будут оставаться угнетенными еще 4 недели после окончания локдауна", — полагает Илари Хююрюнен.
По его оценке, сейчас уже можно говорить про потери оборота в сотни миллионов рублей. "Тем не менее мы пока не пересматриваем прогноз по продажам на год — надеемся, что сможем отыграть потерянное после возвращения к мирной жизни", — отмечает собеседник "ДП".
Он говорит, что пандемия привела к разрывам и замедлению в цепочках поставок. Например, многие материалы "Атриа Россия" вынуждена закупать в Европе: российские поставщики не в состоянии предложить необходимую упаковку и ингредиенты.

Минус 80% в HoReCa

В российском подразделении компании Valio последние 2 месяца охарактеризовали как "беспрецедентные для всего концерна".
"Первый квартал был завершен успешно, объем продаж демонстрировал рост на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а текущие показатели продаж находятся на уровне февраля этого года", — отмечают в компании. Там говорят, что были незначительные сложности с поставками сырья для молочной продукции, а также перебои в поставках упаковки. Подрядчикам потребовалось время для того, чтобы адаптироваться к всплеску спроса, однако ситуация достаточно быстро и успешно разрешилась.
Другое дело — ассортимент, который поставляется в сегмент HoReCa. Это сливки, молоко и сыры. "Объемы поставок основным клиентам компании упали примерно на 80%. Негативные последствия вынужденных мер также могут проявиться и позднее ввиду падения покупательной способности — такие последствия концерн прогнозирует на всех рынках, включая российский", — говорят в пресс–службе компании.

Потребительские модели меняются

В российском представительстве концерна Fazer говорят, что загрузка мощностей петербургских предприятий остается высокой, однако поведение покупателей сильно меняется в разных категориях от недели к неделе. "Варьируется частота покупок, выбор конкретного продукта, количество. Все это требует очень гибкого подхода к планированию", — рассказывает директор по связям с общественностью "Fazer Россия" Екатерина Кулиненко.
По ее оценке, компания не столкнулась со сложностями в поставке сырья или услуг. "Но неприятным сюрпризом для всей хлебопекарной отрасли стало повышение цен на муку в течение последних недель, — говорит она. — С учетом дополнительных затрат, которые “Фацер” несет по закупке средств индивидуальной защиты и выполнению других требований Роспотребнадзора, это создает большое финансовое давление".
Пандемия изменила образ жизни горожан и их потребности — практически все стали больше готовить дома и чаще заказывать продукты онлайн, отмечают в Fazer.
"Мы уже встраиваемся в этот тренд, и буквально на днях в самых популярных службах доставки продуктов можно будет заказать быстрозамороженную выпечку и хлеб, которые легко и быстро выпекаются дома", — говорит Екатерина Кулиненко.

Без МФЦ никуда

В петербургской "дочке" финского девелопера Bonava рассказывают, что основной сложностью стали новые условия работы государственных органов. "К примеру, после закрытия многофункциональных центров мы потеряли возможность регистрировать сделки в бумажном виде. А доля таких договоров в компании достигает 30–40%", — говорит генеральный директор ООО "Бонава Санкт–Петербург" Мария Черная.
По ее оценке, за первые 5 месяцев года значительного падения продаж не произошло. Правда, в апреле число сделок снизилось, однако спрос вернулся уже во второй декаде мая.
"Более того, в мае мы вернулись к практике повышения цен по мере роста строительной готовности объектов", — рассказывает Мария Черная.
Что касается отношений с поставщиками, то пока лишь двое из них не подтвердили прежние договоренности.
"Речь идет о поставке фасадных облицовочных материалов из Бельгии для пятой очереди жилого комплекса Magnifika Residence. Завод закрыт, возобновить производство планируют в мае. Вторая сорвавшаяся поставка — плинтусы из Италии. Этот завод также закрыт", — уточняет Мария Черная.
По ее словам, в марте–апреле цены на некоторые импортные материалы выросли на 10–20%, поэтому девелопер ищет аналоги на местном рынке.
"Во время локдауна мы не приостанавливали работу, но, несомненно, он сказался на притоке ликвидности и многих бизнес–процессах, и это негативное влияние будет, скорее всего, долгосрочным", — полагает Мария Черная. Но компания, по ее словам, не планирует менять стратегию и готовит проекты, которые будет строить и продавать в течение следующих 3 лет.