И немедленно выполнил: антивирусные требования для ретейла почти нереализуемы

Автор фото: Ермохин Сергей

Проверки нашли в объектах торговли массу нарушений. "ДП" спросил у экспертов, можно ли сейчас продавать, соблюдая закон, или же разумнее — закрыться.

Работа сетей "Петрович", "Максидом" и "ОБИ" под надзором. В девяти магазинах "Максидома" комитет по контролю за имуществом Петербурга нашел целый список проблем: во всех комплексах (на Московском, Ленинском, Богатырском, Гражданском, Дунайском проспектах, на Выборгском шоссе, на улице Тельмана и улице Передовиков) нарушают постановление правительства Санкт–Петербурга № 121.
А именно:
• без ограничений торгуют непродовольственными товарами не из категории первой необходимости;
• товары, не вошедшие в перечень, доступны покупателям без ограничений;
• не обеспечено соблюдение между работниками, а также работниками и посетителями дистанции не менее 1,5 м;
• допущено скопление людей у касс;
• нарушения в части использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты.
Все это считается административным правонарушением, юрлицо вызывают в комитет, а рассмотрением производства занимаются администрации районов, на территории которых совершено правонарушение. Решение об условиях дальнейшей деятельности принимает соответствующий надзорный контролирующий орган.
"ДП" расспросил экспертов, можно ли работать, соблюдая требования постановления, или же ретейлеры должны были закрыть магазины. Юристы ответили жестко, участники рынка — уклончиво.

Вне списка

Нет, открывать торговые залы для посетителей ни DIY–ретейлерам, ни магазинам электроники нельзя, убеждены правоведы. Управляющий партнер Legal to Business Светлана Гузь отмечает, что в Петербурге могут работать лишь те магазины, которые реализуют как продовольственные, так и непродовольственные товары, относящиеся исключительно к товарам первой необходимости. "Такие торговые сети, как “Максидом”, “Петрович”, “Леруа Мерлен”, вероятно, смогут найти в своем ассортименте товары, которые вошли в перечень, утвержденный Распоряжением № 762–р, и смогут на законных основаниях осуществлять свою деятельность, при этом в период ограничений реализация товаров, которые не отвечают требованиям первой необходимости, является нарушением", — комментирует она.
Любая деятельность по реализации товаров не первой необходимости влечет привлечение к административной ответственности, подчеркивает Гузь. Более того, по ее словам, возможно даже привлечение руководителей магазина к уголовной ответственности: "Например, по ст. 236 (нарушение санитарно–эпидемиологических правил), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), ст. 293 (халатность) УК РФ".
Руководитель проектов юридической компании "ЭЛКО профи" Анна Климовская также говорит, что сетям разрешена работа в качестве пунктов выдачи, но открытие торговых залов запрещено: "В случае нарушения подобного противоэпидемического мероприятия компании могут понести административную ответственность, предусмотренную п. 6.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток".

Держись подальше

Помимо городских нормативов существуют и предписания Ассоциации компаний розничной торговли (непродовольственные ретейлеры обязались их выполнять) об ограничении количества людей в торговом зале в зависимости от метража. О том, можно ли на самом деле соблюдать дистанцию, мнения разошлись.
"Если пытаться выполнять эти требования, то будут возникать очереди перед магазинами. Вечером в пятницу и в продуктовых, и в других сетевых магазинах полно людей, соответственно, ни о какой социальной дистанции там речи не идет. Это все обеспечивается на словах, но на самом деле ни одна сеть этого обеспечить не может, потому что это нереализуемые меры", — считает консультант по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин.
С этим совершенно не согласен Алексей Пашкевич, руководитель компании SimulationX в сфере ретейла. Он уверен, что организовать дистанцию как между посетителями, так и между сотрудниками и посетителями вполне возможно и для этого существуют симуляторы торгового зала. "Необходимо провести расчет максимально возможного количества покупателей, одновременно находящихся в магазине. Вопрос организации в целом достаточно прост: нужно вежливо ограничивать количество покупателей на вход, выставив соответствующий контроль. Само собой, при этом упадет выручка магазина, но только таким образом можно соблюсти данные требования", — объясняет Алексей Пашкевич.

Санобработка

Эксперты не могут однозначно оценить и возможность соблюдения санитарных требований с точки зрения мер индивидуальной защиты — масок, перчаток и прочего. "Да", — считает Анна Синявская, руководитель направления "Ретейл" в агентстве M. A. Research. Она уверена, что соблюдение необходимых мер противодействия инфекции возможно и это доказывает пример европейских стран. Однако одной из преград может стать отношение клиентов к этим мерам: "Отдельный вопрос — как убедить покупателей соблюдать новые требования, ведь у ретейлеров таких полномочий практически нет. Как показал пример “Меги Парнас” и “Меги Дыбенко”, проблема была именно в поведении покупателей", — говорит она. Напомним, что обе "Меги" были открыты и тут же закрыты губернатором Ленобласти, поскольку и покупатели, и продавцы "не проявили должной ответственности".
"Выполнение всех требований невозможно, — парирует Михаил Лачугин. — На мой взгляд, сейчас постановление правительства Петербурга в отношении масок и перчаток не выполняется. Во–первых, потому, что нужны люди, которые будут за этим следить, а во–вторых, потому, что нет четкого понимания, как постановление должно быть реализовано с правовой точки зрения. Человек спокойно может отказаться от ношения маски, и ему никто не сможет возразить, так как люди могут потребовать, чтобы магазин предоставил им средства защиты. Все это ведет к дополнительным издержкам".
Впрочем, одной из причин прохладного отношения к нормативам может быть перспектива повышения цен. "Как показывает опыт европейских предпринимателей, после карантина цены в предприятиях торговли и сферы услуг выросли на 20–25%. Полагаю, что в России можно ожидать похожих цифр, издержки компаний вырастут на 15–20% по сравнению с показателями до карантина", — сообщает Анна Синявская. По ее мнению, небольшим магазинам и вовсе выгоднее будет подождать и не открываться, поскольку затраты вырастут больше, чем ожидаемая выручка. Главным образом это касается компаний малого и среднего бизнеса.