Аномальная пробуксовка: промышленность Петербурга падает пугающими темпами

Автор фото: Сергей Николаев

В апреле промышленное производство в Петербурге рухнуло на небывалые 20,4%. Темпы падения оказались втрое выше общероссийских.

По оперативным данным Петростата, в апреле индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге снизился по сравнению с апрелем 2019 года на 20,4%, тогда как в целом по стране падение составило 6,6%. По сравнению с мартом 2020 года снижение оказалось еще существеннее — 21,3% (в целом по России — 9,2%).
Апрель с его многолетним антирекордом потянул вниз всю городскую промышленную статистику нынешнего года: за первые его 4 месяца по сравнению с тем же периодом 2019–го ИПП в целом по стране снизился на 0,6%, а в Петербурге — уже на 2,9%.
Примечательно, что в Ленинградской области падение тоже превысило общестрановые темпы (9,2% апрель к апрелю), но оказалось не таким обвальным, как в Петербурге. При этом в обоих регионах условия для работы в карантинном апреле были примерно одинаковы: крупные и средние промышленные предприятия за небольшим исключением принудительно не закрывались.
Природа аномального обрушения петербургского индекса станет понятна, когда Петростат обнародует апрельский ИПП в отраслевом разрезе. Это произойдет на наступившей неделе.
В Петербурге наибольшее влияние на индекс оказывает обрабатывающий сектор. В январе–марте на его долю приходилось 74,3% общего объема промпроизводства.
Из материалов комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Санкт–Петербурга следует, что уже в марте, когда снижение ИПП было символическим (0,4% к марту 2019–го), больше половины ключевых городских перерабатывающих отраслей — 13 из 23 — продемонстрировали снижение.
Апрельской статистикой по отраслям в Смольном пока тоже не располагают. Но, по данным мониторинга КППИТ, в перерабатывающем сегменте средний уровень загрузки производственных мощностей составлял в апреле около 60% (в апреле прошлого года — 70%).
При этом почти полную (90% и выше) загрузку сохранили лишь 17% предприятий (годом ранее их было 26%). А 15,8% перерабатывающих производств используют менее 30% мощностей (в апреле 2019 года доля таких организаций составляла лишь 6%).
В Смольном оценили факторы, которые повлияли на промышленные итоги апреля. Основные, по данным КППИТ, — "неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, а также недостаточный спрос на продукцию".
В комитете также отмечают, что 80% средних и крупных обрабатывающих предприятий существенно не сокращали персонал. При этом более 60% организаций, участвующих в мониторинге КППИТ, предполагают, что объем выпуска их продукции в мае–июле останется на нынешнем уровне. Хотя есть и такие, кто планирует за этот срок его утроить.
Почти половина прежнего петербургского промышленного роста приходилась на производство товаров для непродовольственной торговли, подсчитал начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
"Вследствие запрета на непродовольственные розничные продажи связанное с ними производство тоже сократило или приостановило деятельность, что и привело к катастрофическому обвалу в промышленности и резкому росту числа безработных — с 16 тысяч до 50 тысяч человек только за апрель", — говорит эксперт.
Он уверен, что по итогам 2020 года ИПП города потеряет как минимум 2%.