Смеяться можно, но осторожно. Об успехе политической сатиры в России

 

Когда летом 2018 года на видеосервисе ТНТ–PREMIER состоялась премьера первых двух серий "Домашнего ареста", сериал моментально приобрел статус культового. История мэра, сыгранного Павлом Деревянко, понравилась и жителям коммуналок, и обитателям высоких кабинетов. Осенью 2018–го сервис закрепил успех, выпустив "Год культуры". Теперь под раздачу попадал глава министерского департамента в исполнении Федора Бондарчука. Оба сериала аккуратно не выходили за рамки темы "плохих бояр". Но для страны, истосковавшейся по сатире, и этого оказалось достаточно. Одним из главных вопросов был, разумеется: "Кто разрешил?" На него вполне можно ответить: интернет, который остается территорией относительной свободы. В эфир телеканала ТНТ "Год культуры" вышел только в феврале 2019–го. А "Домашний арест" по телевизору можно было увидеть с февраля по март 2020–го — через 1,5 года после онлайн–премьеры. Благодаря обкатке на стриминговой площадке проверены реакции как публики (все радостно ругают мэров–ворюг и мелких клерков–бездельников), так и власти (Дмитрий Медведев в декабре 2018 года добродушно высказался про "Домашний арест", что "это довольно забавно, а некоторые персонажи вполне узнаваемы").
По просьбе "ДП" компания MediaHills подсчитала рейтинги обоих сериалов в телеэфире за февраль–март 2020 года. Значения получились довольно близкими. В среднем по России рейтинг "Домашнего ареста" — 1,36%, "Года культуры" — 1,13%. Телезрители СЗФО были активнее: 2,18 и 1,97% соответственно. А по Петербургу рейтинг "Года культуры" оказался чуть выше: 1,55% против 1,39%. При этом по доле "Домашний арест" обходит конкурента более решительно. Впрочем, в компании отмечают, что прямое сравнение в данном случае не вполне корректно — из–за разного времени показа ("Домашний арест" шел в 22:00, а "Год культуры" в 20:00). Средняя доля по России составляет 6,1% ("Домашний арест") и 3,34% ("Год культуры"). По СЗФО соответственно: 7,3 и 4,13%, а по Петербургу — 7,92 и 4,61%.
Стоит заметить, что менее популярный "Год культуры" в чем–то выглядит посмелее "Домашнего ареста", так как замахивается на федеральную, а не муниципальную власть. Может быть, его отставание объясняется сугубо художественными причинами. В конце концов, Федор Бондарчук (который, кстати, пробовался на главную роль и в "Аресте") играет здесь фарсовую версию своего же персонажа из фильма Дуни Смирновой "Два дня" 2011 года. А может быть, эффект новизны оказался слишком краткодействующим средством. Ведь от души посмеявшись над гадкими чиновниками с телеэкрана, зритель потом неминуемо сталкивается с ними в жизни. И после этого ни смеяться, ни видеть их лишний раз ему уже не хочется.