Растём потихоньку: самовольные надстройки остаются вечной проблемой Петербурга

Автор фото: Сергей Ермохин

Собственники незаконно надстраивают и меняют облик исторических зданий. Госстройнадзор судится с ними и обычно побеждает. Но особого результата нет.

На днях собственник уже во второй инстанции узаконил самовольные работы на Ново–Александровской ул., 3, где часть исторического здания уничтожили под видом капремонта. Обветшавший фрагмент этой краснокирпичной постройки снесли в мае 2019 года, намереваясь воссоздать его затем в прежних габаритах.
Госстройнадзор (ГСН) счел работы незаконными и попытался привлечь собственника, ООО "Амбрелла", к ответственности. Но тот оспорил выданное службой постановление в арбитраже. В качестве доказательства компания предоставила заключение специалиста, что работы являются капремонтом, а значит, разрешение на них не требуется. Убедительности такой позиции могло добавить то, что сохраненная часть здания как раз проходила ремонт.
Служба, в свою очередь, предоставила заключение, что проведена реконструкция. Суду убедительнее показалась версия собственника, в чью пользу в январе 2020–го он и вынес решение. Тогда ГСН подал апелляционную жалобу. Но, как сообщили "ДП" в ведомстве, опять проиграл: в четверг, 14 мая, апелляционная инстанция оставила прежнее решение в силе. В службе думают, стоит ли идти дальше.
Владельцы самовольных построек не всегда так удачливы, но упорны они бывают часто. Такие разбирательства в Петербурге растягиваются не менее чем на год. Полгода занимает подготовка документов, еще столько же — собственно судебный процесс с учетом апелляции. На исполнение решения отводится еще полгода, а то и год. Но исполнять их порой как будто не спешат.
Так, почти 2 года длится история с ресторанной надстройкой — террасой над крыльцом ДК им. Газа на пр. Стачек. Иск о ее сносе был подан в 2018 году к владельцу здания, ПАО "Кировский завод". Но затем Госстройнадзор сам судиться передумал, так что представитель службы даже не явился на заседание — чем дал повод думать, что вопрос закрыт.
"Суд полагает, что истец утратил интерес к спору, о чем свидетельствует отсутствие его представителя в последних судебных заседаниях, а также неисполнение определений суда", — говорилось в итоговом определении.
Дело было в том, что сносом решил заняться сам Кировский завод. Он в 2019–м подал иск к арендатору ДК, ЗАО "Дворец культуры и техники имени И. И. Газа", "об обязании привести здание в состояние, предшествующее самовольной реконструкции, путем демонтажа надстройки над вестибюлем входа в концертный зал". Госстройнадзор присоединился к этим требованиям.
В августе 2019–го суд удовлетворил иск, но ответчик, "Дворец культуры…", пошел в апелляцию. В ноябре 2019–го решение было оставлено в силе Тринадцатым арбитражным апелляционным судом. Тем не менее, как сообщила "ДП" градозащитница Ольга Литвинова, перед началом самоизоляции надстройка сохранялась.

В очередь с исками

Еще один непростой сюжет — с "Лениздатом". Почти год, с июня 2019–го, тянется инициированный Госстройнадзором судебный процесс по поводу сноса самовольной надстройки над зданием "Лениздата" на наб. реки Фонтанки, 59. Заседания откладывались и переносились в связи с тем, что инвестор, ООО "Стройинвест", подал встречный иск о сохранении постройки.
По ходатайству компании была назначена судебная экспертиза — ее доверили экспертам ООО "Модуль–проект". Результаты недавно были представлены в суд, следует из материалов дела. Очередное заседание назначено на 2 июня. Интересно, что по поводу этой надстройки в суд с требованием сноса обратился не только Госстройнадзор, но и КГИОП. Но комитет по охране памятников подал свой иск позже — в июле, поэтому в итоге производство по этому делу было приостановлено до вступления в силу решения по иску Госстройнадзора.

Веселенький домик

Надстройки ДК и "Лениздата", а также флигель на Ново–Александровской сравнительно малозаметны в масштабе этих зданий. Но есть примеры, когда существенно искажается весь облик исторических построек в центре. Один из свежих — здание на Английском пр., 60 (на углу с Люблинским пер.).
ООО "Техинвест" надстроило этот трехэтажный флигель мансардой. Вдобавок изменило колеровку — монотонные прежде фасады стали разноцветными, а на окнах появилась мелкая расстекловка. Как выяснил Госстройнадзор, собственник возвел ограждающие конструкции четвертого этажа из кирпича и газобетона без разрешения на строительство. Ведомство обратилось в суд.
КГИОП предоставил туда отзыв о том, что заключения о соответствии режимам не выдавал. Суд счел, что реконструкция была самовольной. В марте он обязал "Техинвест" в течение года со дня вступления решения в силу привести объект в первоначальное состояние. "Суд полагает, что срок 12 месяцев является разумным и достаточным для исполнения ответчиком принятого судом решения", — говорится в решении.
Но и здесь собственник исполнять решение не спешит: на днях фирма подала жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Есть с кем посудиться

Похожая история с надстройкой флигеля произошла чуть ранее на ул. Черняховского. В марте 2019 года Смольнинский районный суд удовлетворил иск Госстройнадзора с требованием снести надстроенный без разрешения четвертый этаж дореволюционного здания на ул. Черняховского, 39. Ответчиками выступали частные лица, Анна Назаренко и Лилия Чупракова. Предпринимательницы также не сдавались и пошли в апелляцию. Но в декабре решение устояло.
Добавим, что в нынешнем году ГСН обратился в суд с исками по поводу надстройки дореволюционного здания на ул. Степана Разина, 9, лит. Д (ответчик — собственник ООО "Степан Разин девелопмент").
Рассматривается возможность подачи иска по Полюстровскому пр., 41 (владелец — ООО "Торгинвест"). А в минувшем году служба подписала мировое соглашение по дому на Сердобольской ул., 33, в соответствии с которым собственница, Анна Андрианова, обязалась разработать и согласовать проектную документацию на два дополнительных этажа.