Лифт из Уфы в Петербург застрял на полдороге

Автор фото: Ермохин Сергей

На петербургский рынок капремонта лифтов объёмом 3 млрд рублей пытается выйти новый игрок — Первая лифтовая компания родом из Уфы, связанная с Красногорским лифтовым заводом. Компании отказали в праве участвовать в конкурсах, но она оспорила это решение в УФАС.

Управление ФАС по Петербургу на прошлой неделе предписало жилищному комитету отменить итоги квалификационного отбора компаний на право участвовать в конкурсах на ремонт лифтов и рассмотреть поданные заявки повторно.
Отбор проводился в апреле этого года. Из 17 поданных заявок только пять были признаны соответствующими требованиям. В числе не прошедших отбор оказалось ООО "Первая лифтовая компания", которое подало жалобу в УФАС. Компании отказали на основании того, что она предоставила данные о штатном расписании и квалификации сотрудников по состоянию на 1 октября 2019 года, хотя требовалось — на 2 апреля 2020 года. УФАС посчитало претензию формальной. В жилищном комитете не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
ООО "Первая лифтовая компания" зарегистрировано в Москве. Предприятие на 50% принадлежит АО "Региональные коммунальные системы" (РКС) из Уфы. Остальные 50% принадлежат физическому лицу. РКС является собственником целого ряда уфимских организаций, работающих в сфере строительства и ЖКХ. Генеральный директор Первой лифтовой компании Марсель Баймухаметов также занимает пост исполнительного директора Ассоциации лифтовых компаний Республики Башкортостан.
В 2017 году Первая лифтовая компания построила в Московской области Красногорский лифтостроительный завод (КЛЗ). "Учредители КЛЗ планируют войти в ближайшие 2 года в тройку крупнейших производителей России", — говорилось в сообщении администрации Красногорска. За несколько месяцев до этого министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень заявил, что в течение 3–5 лет по всей стране будет заменено 27 тыс. лифтов. Замена одного лифта стоит в среднем 2–3 млн рублей.
Начиная с 2018 года Первая лифтовая компания заключила 10 госконтрактов с региональными операторами капремонта в Башкортостане, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Московской области и Москве. Её оборот в 2018 году составил 1,8 млрд рублей.
Не отстают и "соседи" по холдингу. Так, ООО "Проектсервис", принадлежащее на 50% РКС, а на 50% директору КЛЗ Эрнесту Григорьяну, выиграло в Башкортостане конкурсы на замену лифтов на 1,8 млрд рублей.
Выйти на петербургский рынок Первая лифтовая компания пыталась ещё в 2016 году и даже прошла в тот момент квалификационный отбор. Но победить в конкурсах ей не удалось. Срок нахождения в реестре квалифицированных компаний истёк в 2019 году.
В 2019 году в Петербурге по программе капитального ремонта многоквартирных домов было заменено более 800 лифтов. Это обошлось более чем в 2,5 млрд рублей (более четверти всей программы капремонта). В 2020 году в городе планируется заменить 1035 лифтов на общую сумму более 3 млрд рублей.
Абсолютными фаворитами петербургского госзаказа по лифтам являются белорусский завод "МогилёвЛифтМаш" и его петербургский партнёр ООО "МЛМ Нева Трейд". Этим двум компаниям принадлежит ООО "МЛМ Невский лифт". С 2015 года Фонд капитального ремонта Петербурга выполнил замену 6023 лифтов, из них 4677 единиц оборудования поставлено ОАО "МогилёвЛифтМаш", сообщал фонд в начале года. В 2020 году ООО "МЛМ Нева Трейд" уже заключило с Фондом капремонта Петербурга контрактов на 0,7 млрд рублей. А ООО "МЛМ Невский лифт" в 2019 году открыло сборочное производство белорусских лифтов в Колпино.
"Города-миллионники всегда считаются лакомыми кусками для лифтовых компаний, особенно если город немолодой. Петербург — самый лакомый после Москвы и Московской области", — говорит заместитель генерального директора АДС "СО "Лифтсервис" Алексей Зоточкин.
Генеральный директор СРО "Межрегионразвитие" Владислав Воронков вспоминает, что контракты по капремонту в Петербурге выигрывали даже компании с Дальнего Востока. "Многих привлекают цены, — говорит он. — Я слышал, в частности, от московских лифтовых компаний, что в Санкт-Петербурге была чуть повыше цена". "Город открыт, здоровая конкуренция только приветствуется", — считает Владислав Воронков.
Юрист Национального лифтового союза Андрей Моисеев полагает, что жилищный комитет Петербурга просто перестраховался, не допуская до конкурсов Первую лифтовую компанию. "Само по себе включение того или иного участника в реестр ещё не гарантирует его победу в конкурсе", — напоминает он.
Попасть в реестр не проблема, соглашается генеральный директор петербургской компании "Радел", победившей в нескольких конкурсах по капремонту лифтов, Ренат Мамлеев. Однако в основном контракты всё равно достаются местным игрокам. "Мы пока свой рынок более-менее держим, и у нас таких провалов, как в Ленобласти, не было", — говорит Ренат Мамлеев, напоминая об истории 2018 года, когда Щербинский лифтостроительный завод из Москвы выиграл контракт на 0,9 млрд рублей и не смог вовремя заменить лифты в городе Сосновый Бор, что привело к акциям протеста жителей.