Туротрасль заподозрили в очернении страховщиков

Автор фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Ассоциация туроператоров (АТОР) опубликовала список страховщиков, отказывающихся продавать игрокам туротрасли полисы страхования ответственности.

Перечень отказников направлен регулятору, в Банк России, однако без указания туркомпаний, клиенты которых рискуют остаться без страховой защиты.
Подобные списки появляются в каждый кризис. Обычно анонимные. Сейчас же АТОР (по ее оценке, обеспечивает 80% выездного потока из России, 70% въездного и 60% внутреннего) публично называет компании: помимо крупнейших ("АльфаСтрахование", "Ингосстрах", "СОГАЗ") там и малоизвестные для Петербурга "ДальЖАСО", "Евроинс" и ряд других.
Запрос "ДП" в АТОР оставили без ответа. В ЦБ РФ сообщили, что получили в рабочем порядке информацию по девяти обращениям туроператоров в АТОР в апреле 2020 года. Списки страховщиков, с которыми возникли проблемы, от АТОР не поступали.
"Банк России в информационном письме рекомендовал страховым организациям осуществлять оперативное рассмотрение обращений и принятие решений на основании объективной оценки рисков. Страховые организации принимают решение о заключении договора на основании индивидуальной оценки соответствующего риска, базирующейся в том числе на сведениях и документах, представленных туроператором. Предоставление полных и достоверных сведений является необходимым условием для принятия страховой организацией решения", — подчеркнули в ЦБ РФ. То есть отказ страховщика страховать ответственность туроператора не является нарушением.
Ряд экспертов рынка трактуют инициативу АТОР как "попытку давления на страховой бизнес через привлечение к проблеме ЦБ РФ". Они отмечают, что страховщики и раньше избирательно относились к страхованию ответственности туроператоров. Это потенциальные репутационные риски: турист предъявляет претензии не туроператору, а страховщику. При этом туротрасль финансово непрозрачна, зачастую туроператоры страхуют свою ответственность на сумму на порядок ниже объема проданных путевок.
Обязанность иметь полис ответственности прописана в ФЗ еще в 2006 году.
АТОР умалчивает, что для расчета стоимости страховки туроператор должен предоставить полную финансовую документацию, после изучения которой страхователь и принимает решение об отказе в страховании или о стоимости полиса.
"Правилами страхования сформулирован страховой риск, и размер премии зависит от стандартных показателей финансовой истории деятельности туроператора и критериев, по которым он принимается или не принимается на страхование", — подчеркнули в пресс–службе СК "Согласие".
Игорь Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС), отметил, что по действующим договорам у страховщиков застрахована ответственность туроператоров на 16,5 млрд рублей при объеме страховых премий 256 млн рублей. "Такой размер совокупной ответственности, которая вот–вот может обернуться возмещениями, для рынка катастрофичен", — заявил он.
Любопытно, что в законодательстве помимо страховки предусмотрены еще два способа финобеспечения туроператоров: банковская гарантия или фонд персональной ответственности.
Но сегодня слабым звеном оказались именно страховщики: банки научились выборочно работать с высокорискованной туротраслью.
До ужесточения ЦБ РФ требований к капиталу страховщиков на рынке встречались отдельные компании, которые могли вести высокорискованную политику. Теперь, когда капитал должен быть не ниже 180 млн рублей с последующим повышением до 240 млн рублей к январю 2021–го и до 300 млн рублей с 2022 года, случайных игроков на рынке станет меньше.
Сумеет ли страховая отрасль подготовить консолидированный ответ туротрасли — покажет время.