Как изменится потребительская культура после пандемии

Автор фото: Алена Марченко

Во время карантина потребление товаров и услуг вынужденно изменилось. В крупных городах — Москве и Петербурге — огромное количество покупок делаются теперь в онлайне. Статистика маркетплейсов и других представителей электронной коммерции показывает: потребители на карантине закупаются не только товарами первой необходимости, но и товарами для развлечений, хобби и времяпрепровождения.

Такие изменения произошли не только в России, но и во всём мире. Вопрос, который интересует сейчас множество ретейлеров, — станет ли это окончательным сдвигом в культуре потребления и новой привычкой покупателей.
Эксперты считают, что мир отныне прежним уже точно не будет и даже после карантина будущее за онлайн-торговлей.

После карантина

Аналитики компании Nielsen считают, что карантин оказал значительное влияние на привычки людей. По их мнению, среди товаров FMCG долгое время после пандемии высоким спросом будут пользоваться средства гигиены и санитайзеры.
Так, 66% опрошенных потребителей уже стали чаще мыть руки, 26% стали чаще убирать дом, 15% чаще стирают одежду и 33% чаще используют санитайзер. При этом 15% опрошенных признались, что начали чаще покупать товары повседневного спроса только онлайн.
Выросло и количество потребляемого россиянами онлайн-контента. 21% стали чаще читать онлайн-книги, 20% стали чаще проводить время в социальных сетях, 18% опрошенных стали чаще смотреть онлайн-видео, а 12% стали больше слушать музыку или радио.
Аналитики Nielsen уверены, что онлайн останется очень важным каналом для потребления россиян и после пандемии. Но при этом ретейлерам надо учитывать несколько факторов.
89% респондентов уверены в тяжёлом посткарантинном кризисе, а 59% взволнованы уровнем цен, поэтому предпочтение они будут отдавать товарам с выгодной ценой или товарам по акции. При этом многие потребители за счёт больших закупок во время карантина значительно расширили свою стандартную корзину, опробовав новые для себя бренды. Из-за этого могут увеличиться запросы на высокое качество товаров.
"Ранее мы уже говорили о возросшей важности качества продуктов категории гигиены — но этот же принцип распространяется на продукты питания. Дилемма "цена — качество", в которой цена долгое время находилась на первом, определяющем месте для покупателя, имеет все шансы превратиться в "качество — цена". Этот тренд не отменит актуальность промо, а, скорее, может сделать промо актуальным для более дорогих (и в восприятии покупателей — качественных) товаров", — пишут авторы исследования.
Все опрошенные dp.ru эксперты отмечают, что онлайн-ретейл после своего бурного роста за счёт карантина продолжит расти и после пандемии. При этом на рынке, возможно, даже не будет и малейшего снижения даже после того, как перемещение людей станет свободным и в онлайн-покупках больше не будет обязательной нужды.
"У людей останется привычка потребления. Во-первых, люди распробовали новые сервисы и оценили их достоинства. Даже если сейчас у каких-то из них есть недостатки, например, у доставщиков еды могут возникать проблемы с комплектацией корзины покупателя, то всё равно в данный момент они нужны клиентам, потому что помимо них альтернатив мало. Во-вторых, и после карантина люди с большой осторожностью будут посещать магазины и общественные места", — считает Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика".
Понимая это, многие крупные сетевые продуктовые ретейлеры, которые привыкли работать в офлайне, начали запускать доставку продуктов на дом. Не так давно стало известно, что к июню в Петербурге доставка появится у сети "Дикси", с 7 мая по городу доставку осуществляет сеть "Пятерочка". Кто-то из игроков решил сотрудничать с уже существующими представителями e-grocery. Так, во время карантина "Лента" подключила доставку через петербургский сервис iGooods.

Реальность интернета вещей

Управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис, в свою очередь, отметил, что пока доставщики продуктов имеют значительные ограничения по сравнению с традиционными ретейлерами. Эти ограничения мешают развиваться рынку, но после пандемии многое может измениться.
"Пока сервисы доставки не могут полностью заменить офлайн-магазины. Например, по закону мы пока не можем доставлять алкоголь и табак. Но очевидно, что многие ретейлеры за период пандемии начали вводить функцию доставки, расширять её возможности и это будет интересно покупателям и после отмены самоизоляции. Те игроки, кто занимался доставкой ранее, видят значительный рост. Например, у iGooods только за апрель 2020 года оборот достиг почти 1 млрд рублей, что выше почти в 5 раз показателя апреля 2019 года", — объяснил он.
Он отметил, что, скорее всего, многие предпочтут онлайн-потребление за счёт некоторых его плюсов: экономии бюджета, потому что нет соблазна совершить спонтанную покупку, экономии времени, потому что не надо тратить время на поход по торговому залу, не надо таскать тяжёлые сумки и стоять в очередях, пробках. При этом он отметил, что всё равно останутся категории товаров, которые люди будут предпочитать выбирать самостоятельно, — фрукты и овощи, а также скоропортящиеся продукты, у которых нужно проверять срок годности.
Марк Шерман, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, считает, что рынок онлайн-ретейла после пандемии будет переживать бум, но особенно ярким он будет только после восстановления доходов населения.
"Понятно, что многие люди не заказывали продукты домой, предпочитая ходить по магазинам, но после изоляции многие торговые сети форсировали сервисы по доставке, можно сказать, что онлайн-услуги доказали свою состоятельность и стали услугами первой необходимости", — отметил он.
Президент федеральной ивент-сети Rublev Family Станислав Рублев обратил внимание, что долгое время многие онлайн-компании пытались сформировать у людей привычку потребления через интернет, но сейчас эта привычка вырабатывается вынужденно. Для поддержания этого тренда многие из них начали распространять свои продукты на пробу бесплатно — раздавать промокоды, бесплатные подписки и премиум-аккаунты.
Таким образом, коронавирус стал своеобразным толчком к тому, что интернет вещей наконец стал повседневной реальностью.
"Благодаря карантину большинство людей впервые попробовали услуги доставки продуктов, онлайн-обучение, удалённую работу и другие привычные вещи в новом формате. Карантин стал этаким тотальным пробным периодом для онлайна. Кроме того, в период пандемии произошла переоценка ценностей, люди, например, осознали, как много времени тратили на то, что можно было сделать в два клика. Онлайн-услуги, которые доказали своё удобство и открыли людям новые возможности, получат преданных клиентов. Среди таких услуг — доставка товаров, дистанционное обучение, а также онлайн-мероприятия, которые дали возможность проводить время вместе с друзьями из других городов и стран", — рассказал он.
Сергей Федоринов, сооснователь компании "ЦКБ 42", в разговоре с dp.ru отметил, что интернет вещей — тренд достаточно долгий, его невозможно создать в одночасье. Поскольку для интернета вещей нужна серьёзная технологическая база: чтобы устройства бесшовно подключались к интернету, чтобы производители были готовы поддерживать эти устройства. В короткие сроки, за период карантина, эту технологическую базу не нарастить. С другой стороны, повысившийся интерес к онлайну сможет сгенерировать эту волну и дать дополнительный стимул для развития интернета вещей.
"Ещё интересный момент — онлайн-инструменты можно использовать для повышения эффективности работы. Даже некогда ретроградные организации сейчас быстро осваивают дистанционные методы коммуникации и разнообразные программы, что является неотъемлемой частью системы управления и системы принятия решения. И это тоже двигает массовое сознание отдельных корпораций в сторону повышения эффективности", — добавил эксперт.

По его мнению, нынешний кризис является развивающим. При этом развитие, добавляет Серей Федоринов, не равно росту. Это прежде всего усложнение и изменение качественной составляющей бизнеса. И для офлайновых игроков это будет именно такое развитие. Даже глубоко каменные и старые форматы ретейла, у которых нет цифровизации и онлайн-витрины, будут вынуждены сначала проявить у себя элементы цифровизации, а потом идти в этом направлении, чтобы не остаться на обочине.
Наконец, столь бурное развитие онлайн-направления и долгий карантин оставят значительный отпечаток на рынке общепита, который, судя по всему, прежним уже тоже не будет.
Михаил Бурмистров считает, что общепит однозначно ждут сложные времена. Сети и отдельные заведения, которые готовят популярную кухню, либо начнут также работу в формате dark kitchen и to go, либо станут активнее сотрудничать с доставкой.
"Тенденция роста популярности еды и напитков навынос наблюдалась в России ещё и в 2018, и в 2019 годах. Эта тенденция будет развиваться теперь ещё активнее. Но при этом хочу обратить внимание, что в онлайн-доставке готовых блюд превалируют фастфуд и азиатская еда — суши, роллы, пицца, бургеры и т. п. В офлайне выбор кухни всё ещё гораздо более разнообразный, чем в онлайне. Очень интересно, что будет происходить в новых условиях для ресторанного рынка. Также я уверен, что для ресторанов высокой кухни ничего не изменится. История с доставкой еды совершенно не для них. Но при этом после карантина, скорее всего, количество клиентов-гурманов у таких заведений уменьшится, более того, многие заведения высокой кухни не смогут вернуться к работе", — отметил эксперт.
Сергей Федоринов считает, что формат навынос станет популярнее, но при этом не будет основным драйвером ресторанного бизнеса. Потому что рестораны — это прежде всего про посещение, общение и получение впечатлений. В этом существенная часть ресторанного продукта, его преимущество: "Это то, по чему сегодня люди очень скучают и что сложно заменить онлайном. Вместе с тем дистанционная продажа ресторанных блюд закрепится по-другому. Умные команды ресторанов уже сейчас не просто дают еду навынос. Они меняют сам продукт. Некоторые экспериментируют с тем, чтобы доставлять блюда, которые можно самим доготовить дома. Или предлагают готовый ужин на семью, серию ужинов или обедов. Это уже зачатки "еды по подписке", нехарактерной для ресторанного бизнеса. Не просто доставка, а формирование особого продукта. И это очень интересный момент", — рассказал он.
Вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал рассказал dp.ru, что в течение 2 месяцев с рынка общепита уйдёт 30–50% игроков. Останутся лишь те, кто смог освоить работу в онлайне.
"Сейчас карантин и пандемия уже изменили ретейл и систему общепита. На Западе открываются рестораны в чистом поле и со стеклянными кабинками, люди не слишком охотно возвращаются в торговые центры и магазины. Те же тенденции происходят и в России. После снятия карантинных мер интернет-торговля просядет ненамного, онлайн-продажи получат дополнительных клиентов и продолжат развиваться. Даже торговые центры ощутили, что после режима самоизоляции не все арендаторы вернутся — торговля уйдёт в Сеть", — рассказал он.
По его словам, если раньше доля покупающих в интернете составляла 10–15%, то после карантина это будет минимум 30–40%. Причём это коснётся не только продуктов питания, но и бытовых товаров, и электроники.
"Традиционная розница сейчас активно развивает онлайн-продажи, и этот канал будет в дальнейшем не вспомогательным, а вторым основным — наравне с обычными магазинами", — заключил эксперт.