Синдром "чёрного апреля": псковскому бизнесу страшно открываться после карантина

г. Псков
Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС
г. Псков
Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В Псковской области поддержку властей пока ощутили только те бизнесмены, которым разрешили возобновить производство или торговлю.

По последним данным, в Псковской области более 250 человек заразились коронавирусом, из них восемь умерли. Приостановить свою работу пришлось трети субъектов малого и среднего бизнеса — это примерно 7,7 тыс. субъектов предпринимательства, сообщил на одном из заседаний оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики региона губернатор Псковской области Михаил Ведерников. Сколько из них "умерло", пока неизвестно, хотя первые жертвы появились уже в конце марта. В частности, 31 марта популярная семейная кофейня в центре Пскова объявила, что закрывается "возможно, навсегда": уже первая нерабочая неделя оказалась для неё губительной.

Умри, замри, воскресни?

О первой смерти псковича от коронавируса жители региона узнали 29 марта. "Жёсткие ограничительные меры" по противодействию распространению коронавируса были введены в Псковской области накануне, с 28 марта. Ужесточение мер губернатор объяснил тем, что "ряд представителей" регионального бизнес-сообщества проигнорировали принятые до этого "сдержанные" меры и допустили "халатное отношение" к обеспечению безопасности сограждан. В подтверждение тому 31 марта проверяющие из областной администрации вместе с госинспекцией труда посетили псковский завод по выпуску холодильного оборудования и удостоверились в том, что он не приостановил свою деятельность, как об этом и писали пользователи социальных сетей. Руководству завода было выдано предписание немедленно приостановить производство.
Пугающе высокая смертность от коронавируса заставила региональные власти пересмотреть методику подсчётов летальных случаев: в последние дни апреля из 11 умерших в Псковской области с диагнозом COVID-19 вычли бессимптомных больных, которые, как было уточнено, скончались от сопутствующих заболеваний.
Введённые губернатором ограничительные меры в апреле тоже были несколько раз пересмотрены. С 4 апреля к работе были официально допущены строительные и ремонтные организации, химчистки и прачечные. С 8 апреля губернатор позволил работать по предварительной записи салонам красоты, сотовой связи и нотариусам. С 10 апреля смогли возобновить работу архитектурные организации и фотоателье, а фитнес-клубам было разрешено проводить индивидуальные тренировки на свежем воздухе. С 15 апреля жителям Псковской области было официально позволено пасти коров и коз, а в перечень непродовольственных товаров первой необходимости власти внесли табачную продукцию.
Однако с 20 апреля последовали новые ограничения: "в рамках борьбы с COVID-19" губернатор запретил "наливайки", то есть розничную продажу разливного пива и пивных напитков. "Наливайки" после этого, впрочем, и не подумали закрываться, а только перестали разливать напитки в присутствии покупателей.

Скандалы

Тем временем великолукские бизнесмены завезли в Новосокольники гастарбайтеров из Киргизии, чтобы реконструировать железнодорожную больницу под инфекционный стационар. А вместе с гастарбайтерами — и коронавирус. Как потом выяснилось, кампания по борьбе с коронавирусной инфекцией позволила властям не проводить в этом конкретном случае конкурсные процедуры и выбрать в качестве подрядчика великолукскую фирму "Центрстрой", с которой даже не успели заключить договор. А та привезла на реконструкцию больницы в Новосокольниках 90 рабочих из Москвы, у 16 из которых был выявлен коронавирус, после чего им самим понадобилась медицинская помощь.
Ещё один скандал возник вокруг профсоюзного санатория "Хилово", который в начале апреля закрыли по решению Порховского районного суда на 60 дней из-за якобы контактного постояльца. Распространённая областной администрацией информация о том, что одна из отдыхающих контактировала с заразившимся коронавирусом, впоследствии не подтвердилась, и Псковский областной суд отменил решение районного.
А Псковские профсоюзы заявили, что областная администрация вместо того, чтобы закрывать санатории, могла бы дать им подзаработать, как это делают власти некоторых других регионов. Например, во время карантина использовать их для заселения врачей, которые лечат больных коронавирусом и стараются не контактировать со своими семьями, а после карантина — для реабилитации работников здравоохранения.

Семь бед — один ОКВЭД

Псковские власти всех уровней, конечно, постарались ввести налоговые льготы для наиболее пострадавших от ограничительных мер предприятий, уменьшить для них плату за аренду муниципальных помещений, а также пообещали им компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг. При этом выяснилось, что многие предприятия и фирмы не смогут воспользоваться этими мерами поддержки из-за того, что их фактическая деятельность не соответствует той, которую они указали по ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) при регистрации.
Например, псковский гостинично-ресторанный комплекс "Двор Подзноева" принадлежит Северо-Западной инвестиционной компании, основным видом деятельности которой является строительство. А поскольку строительство сейчас никак не ограничено, это предприятие не числится в пострадавших, объясняет президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Соответственно, Владимир Зубов ожидает, что в ближайшее время псковскому бизнесу придётся заниматься перерегистрацией своих учредительных документов. Конечно, если власти не разработают какие-нибудь более совершенные механизмы поддержки предпринимательства, не основанные на ОКВЭД.
Впрочем, пока ни о какой конкретной помощи бизнес-сообществу говорить не приходится, добавляет он. Единственная ощутимая мера — банковские кредиты под нулевые проценты. Но эти кредиты всё равно придётся рано или поздно отдавать, поэтому псковские бизнесмены не спешат ими пользоваться.
По сведениям уполномоченного по защите прав предпринимателей Псковской области Аркадия Мурылёва, в Сбербанк заявки на такие кредиты в апреле подали 105 субъектов псковского малого и среднего бизнеса, а заявки на реструктуризацию долгов по ранее взятым кредитам — 349. Банк одобрил всего 49 заявок по нулевым кредитам и 268 — по реструктуризации. Отказы были главным образом из-за задолженностей по налогам, которые имеются почти у всех предпринимателей просто потому, что очень нелегко заполнить без единой ошибки отчётные документы.
"А чтобы подсчитать, сколько кредитов реально получено, — делите на два, — говорит Аркадий Мурылёв. — Все, конечно же, ждут субсидий на покрытие расходов по зарплатам, но, учитывая всё те же налоговые задолженности и несоответствие ОКВЭД реальным видам деятельности, если они и будут, их смогут получить тоже единицы. ИП — совсем маловероятно".
По словам Аркадия Мурылёва, региональные власти, может, и хотели бы помочь бизнесу, да не из чего, и всё будет зависеть от размера федеральных субсидий. Муниципальные власти тем более не спешат снижать ставки по налогам и аренде, поскольку им пока неясно, как будут компенсированы эти выпадающие доходы. Аркадий Мурылёв считает, что в псковском бизнесе грядёт передел рынка: "Выживут те, у кого были денежные запасы. А также не исключено, что псковские активы начнут выкупать более состоятельные столичные предприниматели".
По его словам, пока меньше всего проблем испытывают продовольственные торговые сети, хотя поначалу они тоже готовились нести убытки, опасаясь, что ажиотаж первых нерабочих дней, когда псковичи, как и жители всей страны, кинулись в магазины скупать гречку и туалетную бумагу, сменится провалом. "Но этого не произошло. Я разговаривал на днях с руководителем региональной торговой сети, он сказал мне, что его торговые предприятия продолжают получать стабильный доход не меньше прошлогоднего", — отметил псковский бизнес-омбудсмен.

Удар по "управляйкам"

В указе губернатора Псковской области о мерах по противодействию распространению коронавирусной инфекции управляющим компаниям было предписано не реже 2 раз в день проводить в подъездах многоквартирных домов влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Это ударило по "управляйкам", поскольку никто и не подумал возместить им затраты на такую дополнительную уборку.
"А ведь собираемость коммунальных платежей упала у нас в марте по сравнению с февралём почти в 2 раза, — говорит руководитель управляющей компании "Инженерный сервис" Сергей Макарченко. — До сих пор я платил уборщице 5 тыс. рублей за один многоэтажный дом, где она моет подъезды 2 раза в месяц. А тут вышел губернатор, нахмурил бровки — и что? Я теперь должен ей 150 тыс. рублей в месяц за один дом платить?"
Власти подтвердили, что в марте жители Псковской области заплатили за коммунальные услуги на 30–40% меньше, чем в феврале. Тем не менее в регионе тут же начались проверки, как управляющие организации выполняют губернаторский указ. В некоторых районах области прокурорские работники успели вынести руководителям "управляек" предостережения за ненадлежащую уборку.
Управляющие компании выкручиваются кто как умеет. УК "Инженерный сервис", например, поговорила со старшими домов и подъездов и раздала им дезинфицирующие средства. Впрочем, к концу апреля управляющие компании заметили положительную динамику: как утверждает Сергей Макарченко, собираемость коммунальных платежей выросла. "Видимо, люди перестали надеяться, что Путин возместит им потерю зарплат, и решили не накапливать себе долги", — заявил он.

Поддержка тонуса

"В отличие от крупных столичных корпораций и фирм, у которых есть "подушка безопасности", большинство псковских предприятий и раньше-то едва сводили концы с концами, — говорит директор псковского частного агентства "Кадры" Светлана Винницкая. — Поэтому многие из них прекратили работу и распустили персонал. Ни о каких выплатах средней заработной платы сотрудникам в таких условиях и речи не идёт. Для псковских предпринимателей сейчас первоочередная задача — заплатить налоги, аренду (или попытаться договориться о поблажках), коммуналку, кредиты. Только единицы смогли адаптироваться к сложившейся ситуации и организовать работу онлайн. Если это предприятия общепита — то курьерскую доставку и торговлю навынос без необходимости заходить в помещение. Допустим, в предпасхальные дни люди готовы были по часу и дольше стоять на улице в очереди за куличами к окошку кафе "Миша". Это потому, что там есть сильный руководитель и дружная команда. А ещё я любуюсь, как виртуозно ушла в онлайн школа быстрого счёта для детей "Соробан". Думаю, что секрет успеха в сегодняшних обстоятельствах — это просто продолжать работать, даже с нулём в доходах. Хотя бы для поддержания тонуса".
Некоторые заведения общепита нашли в себе силы поддерживать не только свой тонус. Например, псковский ресторан Burrito Bar с 17 апреля начал ежедневно выдавать бесплатные горячие обеды членам 17 бригад городской скорой помощи и пообещал, что эта акция будет действовать до окончания особой ситуации в связи с пандемией.
Александра Лебедева, директор псковской компании "Атмосфера путешествий", которая специализируется на въездном туризме, считает, что псковскому турбизнесу помощи ждать неоткуда: "Во-первых, потому, что областные власти вообще не воспринимают наш бизнес как что-то важное. Пускай они оставят себе свои беспроцентные кредиты, которые нам непонятно, из каких доходов потом отдавать". У Александры Лебедевой в штате 13 человек, она никого пока не уволила в надежде, что региональная власть в ближайшее время хотя бы снимет карантин и даст турбизнесу работать, потому что заявок из других регионов в портфеле у "Атмосферы путешествий" хватает: "Как только ограничения снимут, народ приедет, не надо нам рассказывать, что люди стали бояться поездок".
А пока в "Атмосфере путешествий" начали снимать видеоролики про Псков и готовятся вести платные онлайн-экскурсии в сотрудничестве с московскими туроператорами. "Это нам позволит не то чтобы заработать, но хотя бы какое-то время продержаться на плаву", — объясняет руководитель компании.

"Сучим ножками"

Директор ещё одной, совсем маленькой псковской фирмы рассказал корреспонденту dp.ru, что партнёры по бизнесу стараются друг друга поддерживать. Например, один постоянный крупный заказчик просто взял и перевёл этой фирме солидную сумму в счёт будущей работы, хотя ему самому сейчас приходится туго.
"В качестве "помощи" нам предлагают только отсрочку платежей. Никакие наши обязательства перед государством не отменяются, а откладываются на осень. Дохода у нас сейчас нет, но налог на "доход", пускай даже по сниженной ставке, почему-то остался. Это нелогично. Мы-то думали, что не зря всю жизнь платим налоги и что в трудную минуту государство нас не бросит, — говорит директор гостиничного комплекса "Изборск" Елена Сизинцева. — Вдобавок нас обязали платить своим работникам зарплату, хотя она называется "заработанная плата", а не социальное пособие. А зарабатывать мы сейчас права не имеем. Естественно, платить полную зарплату всем, кто трудится в нашем гостиничном комплексе (у нас в штате 25 человек), мы возможности не имеем. Поэтому они тоже выживают кто во что горазд: кто-то пошёл подрабатывать в магазин, а кто-то — коров пасти… Но это всё цветочки. Самое ужасное — это как мы после всего этого будем открываться заново. Хорошо, если мы откроемся, как нам ранее было обещано, в июне и у наших потенциальных клиентов останутся деньги, чтобы приехать в Изборск. Тогда мы худо-бедно выживем и даже сможем отложить хоть что-то на зиму. Ведь загородные отели, в отличие от городских, зарабатывают в основном летом. А если мы сможем открыться только осенью, в низкий сезон, то это будет смерти подобно. Так что пока мы сучим ножками и, конечно, пытаемся взбить масло".
Знаменитый псковский сыродел (местный "Олег Сирота") из Печорского района Анвар Зуфаров тоже переживает, что после карантина им с женой уже не удастся заново открыть их собственный маленький магазинчик в псковском супермаркете. По его словам, заказы на сыр из Пскова с введением ограничительных мер сразу упали до минимума. Теперь средний чек за неделю — 5 тыс. рублей, а это значит, что развозить продукты по клиентам стало невыгодно. При этом Анвара начали донимать кредиторы. Банки пока не собираются давать ему отсрочку. "Но нам, по крайней мере, легче, чем городским жителям. Мы всё время на природе, а не заперты в четырёх стенах. Денег нет — зато есть картошка и соленья. В худшем случае мы хотя бы себя сможем прокормить".

Маско-молочное производство

В апреле псковские власти отрапортовали, что в регионе за I квартал 2020 года увеличилось производство мяса, молока и яиц — даже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объём сельскохозяйственной продукции в целом вырос на 13%. К тому же "пошёл" снеток, и гдовские рыбаки за апрель успели добыть более 15 тонн этой деликатесной рыбки.
Среди псковских предприятий, меньше всего пострадавших от введения режима ограничений, не только рыболовецкие фирмы, крупные сельхозпроизводители, аптеки, продуктовые магазины и такие солидные игроки, как Великолукский мясокомбинат, который вошёл в составленный Минпромторгом список системообразующих промышленных организаций.
Некоторые псковские фирмы просто сумели оперативно произвести диверсификацию. Например, Псковская швейная фабрика "Славянка" не простаивала ни одного дня, так как сразу же переключилась на производство самого ходового в новых условиях товара — защитных масок. И теперь ежедневно отгружает их по 50 тыс. штук. "Псков-Полимер", руководителем которого является заместитель председателя Псковского областного собрания депутатов Юрий Сорокин, переоборудовал своё обувное производство в линию пошива гигиенических масок за 5 дней, обещая в случае необходимости выпускать по 1,5 млн масок в месяц, а кроме того, начал изготавливать защитные костюмы для медиков.
Строящийся в ОЭЗ "Моглино" завод "Титан Полимер" в то время, как псковская общественность добивается в суде его закрытия, обеспечил расходным материалом (рулонным прозрачным ПЭТФ-полотном) местных добровольцев, которые начали бесплатно изготавливать на 3D-принтерах прозрачные щитки для противовирусной экипировки врачей. Кроме того, в Великих Луках благодаря пандемии возник целый стартап: одно из предприятий пообещало с 6 мая запустить новое производство мощностью 4,5 млн защитных масок в месяц по цене 10 рублей за штуку.

Жизненно важный кислород

В последнюю декаду апреля многие закрытые на карантин псковские предприятия и магазины (например, запчастей) начали открываться заново. Директор Псковского электромашиностроительного завода (ПЭМЗ) так и сказал в интервью местному информагентству: самой большой поддержкой для его предприятия со стороны властей стало разрешение возобновить работу. С 6 мая такая же "поддержка", если "псковичи проявят высокий уровень ответственности и продолжат жить в режиме изоляции", была обещана даже магазинам одежды, которые располагаются не в торговых центрах, а в отдельных помещениях.
При этом 29 апреля на заседании оперативного штаба при губернаторе заявило о себе ещё одно пострадавшее от пандемии предприятие: оказалось, что у больниц Пскова, Великих Лук и Острова кончились средства на оплату медицинского кислорода, который им поставляет ООО "Промгаз-технологии".
"Мы всё чаще сталкиваемся с тем, что они физически не могут оплачивать эти поставки", — объяснил Михаилу Ведерникову руководитель фирмы Максим Бондаренко. Губернатор пообещал, что "за такие жизненно необходимые вещи" плата будет осуществляться в полном объёме по графику.