Как не сойти с ума на карантине и пережить кризис в компании

Автор фото: Алена Марченко

Карантин продлится как минимум до 11 мая, и только после этой даты власти, возможно, начнут постепенно снимать ограничения по режиму самоизоляции. Но из-за того, что эпидемиологическая обстановка в Петербурге не лучшая в стране, карантин может продлиться.

Из-за долгой изоляции у многих начинают сдавать нервы. Касается это не только рядовых сотрудников, которые работают на удалёнке, но и глав корпораций и владельцев бизнесов.
Dp.ru посоветовался с психологами и рекрутерами о том, как лучше всего сохранить самообладание в нынешний кризис и не сойти с ума на карантине.

Информация — друг или враг?

Психологи отмечают, что во многом психологическое состояние людей на изоляции зависит от поступающей к ним информации и коммуникации.
"Одна из причин появления тревоги — неопределённость, на которую, в свою очередь, работает отсутствие информации либо же переизбыток. На нас сыпется из самых разных, часто противоречащих друг другу источников множество фактов. Обилие противоречивой информации страшнее отсутствия информации. Что поможет: не гоняться за "правдивым" источником, так как абсолютной правды не знает никто, сузить поток информации — выбрать один источник, которому вы доверяете, перестать искать подтверждения или опровержения полученной информации", — рассказывает Александра Капустина, директор по развитию, ведущий тренер-консультант и совладелец компании "Экзиклуб".
По её словам, кроме эмоционального напряжения мы часто испытываем тревогу через неприятные телесные ощущения — появляется учащённое сердцебиение, холодеют руки и ноги. Поэтому можно использовать экспресс-метод, чтобы привести себя в нормальное состояние — "заземлиться", то есть осознать, что вы здесь и сейчас твёрдо стоите ногами на земле, и дышать — спокойно и ровно.
"Чтобы системно регулировать своё состояние, управлять им и избегать "эмоциональной пропасти", приучите себя осознавать эмоции и называть их, используя, например, модель базовых эмоций — страх, гнев, печаль, радость — и определяя их интенсивность. Осознавая эмоции, вы начинаете ими управлять. Работая из дома, обязательно организуйте себе рабочее место и обозначьте его как-то для себя. Каждый раз, когда будете входить в это пространство, сможете легче переходить в рабочее состояние", — советует эксперт.
Также Александра Капустина рекомендует вести планирование и более-менее придерживаться расписания, соблюдать привязанные ко времени ритуалы — завтрак, обед, ужин, рабочие контакты, занятия с детьми и другие. При большом списке дел не забывать расставлять приоритеты.
Обязательно нужно ввести в расписание такую категорию, как отдых. Её коллега Дмитрий Ломоть, психиатр-психотерапевт для предпринимателей, который консультирует бизнесменов и компании, согласен с тем, что на карантине нужно создать для себя определённую рутину. По его словам, тревога и стресс идут вокруг нас постоянно, но, когда человек совершает какие-то привычные действия, он успокаивается. Сейчас людей вырвали из обычного контекста, ритм жизни нарушился, поэтому уровень стресса стал выше. Чтобы себя успокоить, нужно придумать для себя новый привычный режим, который будет повторяться изо дня в день.
"Например, если вы работаете удалённо, то можете решить, что на работу отводите определённые часы. Тем предпринимателям, которые и раньше работали из дома, сейчас гораздо проще. А кто раньше проводил большую часть дня в офисе, а сейчас максимум просматривает почту и отвечает на звонки — тому намного сложнее. Если работать не получается, используйте то же время для обучения, тогда вы и успокоитесь, и приобретёте новые знания и навыки, которые помогут вам быть эффективнее в будущем", — отметил психолог.
По словам эксперта, если вы хотите отвлечься от негативных мыслей, то самый лучший способ — другие мысли: "Нужно показать себе, что это вы управляете своим состоянием, своим отношением к ситуации. А новое отношение даёт новый результат. Кто-то в кризис становится банкротом, а кто-то миллионером", — заключил психолог.

Как пережить кризис компаниям

В состоянии стресса находятся не только отдельные работники, но и целые коллективы. Многие сейчас теряют работу, кто-то находится на грани разорения, а кто-то переживает глубокий кризис. Здесь за психологическое состояние своей команды уже отвечают работодатели и непосредственные начальники.
"Тем, кто остался без работы, нужно просто взять себя в руки и активно искать новое место. Люди, которые стремятся быть эффективными и нацелены на результат, нужны всегда. Может быть, в условиях самоизоляции вы не сможете заниматься тем же, чем и раньше. Но у вас наверняка есть качества, знания, навыки, которые вы сможете применить и в других сферах. Работодателю нужно прежде всего держать сотрудников в курсе. Сейчас и так очень много противоречивой информации, люди запутались, им нужно хотя бы на работе понимать, что делать и чего ждать. Иначе тревожность усиливается и люди начинают делать глупости — а это никому не нужно, и работодателю в том числе", — считает Дмитрий Ломоть.
Если вы перевели все процессы в удалённый формат, то нужно помочь сотрудникам к нему адаптироваться. Человеку, который не привык работать из дома, быть эффективным сейчас очень сложно. Нужно показать, как ему выжить в новых условиях, как он с помощью компании пройдёт через все испытания.
"Важно ещё понимать, что по крайней мере в большинстве случаев это не коронавирус разорил компанию — это владельцы не смогли быстро адаптироваться к новым условиям. Да, обстоятельства сложные. Но если сидеть, жаловаться на жизнь и ждать, когда всё изменится, то лучше не станет. В наших силах сделать так, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Всё в порядке, в вашей жизни по-прежнему всё зависит от вас. Вы не всегда можете изменить общую ситуацию, но всегда можете изменить своё отношение к ней. А с этим новым отношением — изменить ситуацию для себя к лучшему", — рассказал психолог.
Александра Капустина, в свою очередь, считает, что работодатель должен быть первым, кто проявит выдержку и хладнокровие. Ему следует надеть на себя маску спокойствия: "Больше разговаривайте со своими сотрудниками, работающими удалённо. Акцент не на формальное общение в рамках планёрок, которые необходимы, а на индивидуальное — даже в рамках планёрок. Проводите мотивационные беседы, если чувствуете, что кому-то из сотрудников нужна поддержка. Задавайте заранее продуманные и последовательные вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Например: "По какой причине ты делаешь или не делаешь ту или иную работу?", "Что ты чувствуешь?", "Как относишься к ситуации?", "Что тебе может помочь?" — советует она.
Кроме того, нужно пользоваться задачно ориентированными формулировками при планировании дел и перевести контроль с процесса на результат. Давая подчинённому задачу, чётко определите сроки, образ результата, критерии качества, основные параметры по задаче.
"Создайте сотрудникам ощущение определённости. Для этого в общении исключите вербальные конструкции типа "я не знаю", "посмотрим". Пользуйтесь теми, которые должны вселить больше уверенности и дать больше опоры — "мы работаем над этим сейчас", "мы планируем сделать то и то", "когда мы выйдем из карантина, сделаем это и это", "да, точно собираемся". Это поможет сотрудникам избежать информационного вакуума, связанного с рабочими процессами, и неопределённости", — заметила психолог.

Ситуация сложная

Опрошенные dp.ru рекрутеры рассказали, что ситуация на рынке труда довольно тяжёлая, но и её можно повернуть себе во благо. Они также делятся своими советами для работодателей.
В текущих условиях на рынке труда сложности, пусть и разные, испытывают все — и работодатели, и сотрудники, отмечает Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу. Несмотря на общий фокус бизнеса на максимальном сокращении любых издержек и сохранении эффективности, компании по-разному подходят к решению этих первоочередных задач. Как показывают результаты опроса службы исследований HeadHunter, в ближайшие 6 месяцев точно планируется сокращение численности сотрудников в 37% компаний Петербурга и регионов Северо-Запада, еще 17% тоже дают осторожный, но тем не менее негативный прогноз относительно оптимизации штата.
Однако есть и другая тенденция. Довольно велика доля работодателей, которые даже в ситуации неизвестности стремятся сохранить команду, тем самым выражая в том числе социальную позицию бизнеса. Поэтому и громких массовых увольнений, как в кризисные 2009 и 2015 годы, пока нет. Сейчас работодатели экономят, по словам собеседницы dp.ru, в первую очередь на ФОТ.
"Разумеется, подобные процессы в компаниях, общая атмосфера неопределённости, агрессивная информационная среда, последствия первой волны кризиса — всё это негативно сказывается на настроениях работников. Исследование HeadHunter показало, что общий индекс стабильности на рынке труда у петербуржцев снизился до рекордно низких отметок — он потерял 0,33 пункта, хотя всегда оставался одним из наиболее стабильных составляющих общего индекса самочувствия соискателей", — рассказала она.
Если говорить о тех представителях бизнеса, которые полностью или частично перешли на дистанционный формат работы, то большие сложности на данном этапе, по её словам, связаны с поддержанием психологического состояния сотрудников, эффективности их труда, вовлечённости и мотивации.
"Это история про обоюдную готовность компаний и людей работать эффективно в удалённом режиме. Для большинства работодателей это был вынужденный переход, исключение составили, пожалуй, лишь компании из секторов ИТ, телекоммуникаций, финансов, которые перестроились быстрее и сравнительно легче, — продолжила Ирина Жильникова. — Но результативная удалённая работа под влиянием стрессового фактора продолжительностью 2–3 недели — это одно, а сохранение работоспособности на протяжении длительного времени — другое".
Как правило, считает эксперт, после любого подъёма, в том числе продуктивности, неизбежно следует спад — и в этот момент наиболее важно оказать поддержку сотрудникам. Подставить плечо сотрудникам даже в кризисное время можно по-разному.
"Помочь сокращённым сотрудникам можно с помощью аутплейсмент-сервисов, которые могут превратить увольнение в смену места работы и сохранить лояльность сотрудников. В программу входят профориентационные тесты, направленные на выявление новых карьерных траекторий, персональная помощь с созданием и продвижением резюме, обучающие вебинары и мастер-классы на темы, связанные с поиском работы, прохождением собеседований, общей ситуации на рынке труда", — рассказала Ирина Жильникова.
Снизить уровень напряжённости в коллективе позволяют Q&A-сессии (вопрос-ответ) с топ-менеджментом, единственная оговорка — у людей должна быть возможность задавать вопросы анонимно, а руководству нужно взять на себя обязательство говорить открыто и честно. В крупных компаниях внедрена практика дистанционного общения сотрудников с психологом. И здесь, по словам Жильниковой, тоже очень важна анонимность. Балансировка важнейших составляющих нашей жизни — работы, семьи и отношений, здоровья, смыслов и целей — актуальна всегда.
Константин Тихов, пресс-секретарь SuperJob, отмечает, что прежде всего работодателям следует действовать в рамках закона. Это позволит не только сохранить репутацию, но и даст понять остальным сотрудникам, что в случае расставания с ними компания поведёт себя корректно. При этом он, так же как и Ирина Жильникова, ратует за открытость общения между начальством и подчинёнными во время кризиса.
"Руководство должно своевременно и максимально подробно информировать своих работников о состоянии компании в кризис, плане работ, стратегии выхода из кризиса. В случае если работники не могут выполнять свои прямые обязанности по тем или иным причинам, компания может позаботиться о них и найти им работу на время кризиса, чтобы помочь и себе, и другим", — пояснил он.
В Петербурге около 18% жителей столкнулись с урезанием зарплат, 21% отправили в неоплачиваемый отпуск, уточнил dp.ru категорийный менеджер "Авито.Работа" Дмитрий Пучков. По его словам, ситуация на рынке труда действительно очень напряжённая.
"В такой ситуации лучше всего быть не просто работодателем, а проявить человечность. Введите еженедельный видеосозвон с командами, где будете рассказывать про бизнес, результаты, про ситуацию на рынке и в других отделах. И обязательно в этом созвоне выделите временной отрезок на неформальную беседу — в таком разговоре можно услышать, кого что больше всего волнует, и проговорить страхи и опасения. Это поможет снизить уровень стресса и тревожности, а также показать, что работодатель заботится о своих сотрудниках. Желательно придерживаться понимающего тона в рамках таких коммуникаций и быть максимально честными и открытыми к диалогу", — советует эксперт.