Вылета домой ожидают за границей еще 5 тысяч жителей Петербурга и Ленобласти

Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС
Петербург из Бангкока прибыл самолет с более 180 российскими туристами на борту
Спецоперация по возвращению соотечественников на родину рискует растянуться на 3,5 месяца. Такой вывод можно сделать из статистики, которую в открытом режиме публиковали российские ведомства на сайте "стопкоронавирус.рф" в разделе #своихнебросаем. С 6 по 21 апреля вывезли 6818 россиян на 39 рейсах. Почти 90% прибыли из Юго–Восточной Азии.
За тот же период аэропорт Пулково принял четыре рейса, на которых в Петербург вернулись 592 пассажира. Согласно информации Минкомсвязи от 24 апреля, за пределами страны остаются еще около 50 тысяч ожидающих вылета соотечественников. По данным источника в другом ведомстве, отвечающем за возвращение россиян, каждый 10–й в этом списке — житель Петербурга или Ленинградской области (всего около 5 тысяч).
Впрочем, с 22 апреля информация на интернет–ресурсе "стопкоронавирус.рф" о количестве перевезенных пассажиров была исключена из общего реестра. С этого момента обновляется лишь график предстоящих рейсов. Ни в одном из ведомств, координирующих возвращение россиян, не предоставили "ДП" актуальных данных относительно того, сколько соотечественников из разных стран обратились с запросами на вылет.
Цифры стараются уберечь от "излишней публичности", пояснил "ДП" чиновник одного из федеральных ведомств. "Люди переживают, ждут рейсов домой. Не хотелось бы давать информацию, которая многими будет истолкована в русле одной логики — мол, придется ждать долго. Это может внести смуту в работу", — говорит он.

Аэропорты тоже на карантине

Но даже имеющаяся статистика красноречива. Скорость репатриации зависит от множества факторов. Одна из главных — туристическая популярность страны, в которой оказался россиянин. Чем больше сигналов SOS оттуда, тем выше вероятность возвращения домой в ближайшее время.
Немаловажной окажется и прописка. Согласно правилам, указанным на сайте Росавиации, ежедневно из–за границы могут прибывать в московское Шереметьево не более 500 человек, а в региональные аэропорты — 200. Такой лимит призван предупредить дальнейший завоз коронавируса в Россию. Некоторые дальнемагистральные самолеты прибывали со свободными креслами в том числе по этой причине. Таким почти порожним оказался лайнер "Аэрофлота", вылетевший 6 апреля из Нью–Йорка в Москву с 61 пассажиром на борту при максимальной заполняемости 402 места.
В сведениях, которые предоставил департамент информации и печати МИД России в ответ на запрос "ДП", говорится о желающих вернуться на родину 30–35 тысячах россиян. При этом официальный представитель ведомства Мария Захарова признала 23 апреля в разговоре с журналистом Михаилом Зыгарем в Instagram, что число запросов постоянно растет.
"Мне звонят коллеги из Рима, которые говорят, что у них опять 150 россиян ждут поездки. Оказалось, что те, кто жил в Италии, поняли: ситуация затягивается. Они думали, что смогут пересидеть. Может быть, закончились деньги или медицинская страховка", — предположила она.
По словам Марии Захаровой, чтобы организовать рейс на 150 человек в Россию, необходима круглосуточная работа 150 сотрудников дипмиссии. При этом некоторые рейсы приходится отменять. Один из примеров она описала на своей странице в Facebook: "Сначала посол уговаривал воспользоваться специально предоставленной для россиян возможностью — улететь испанскими авиалиниями до Мадрида, а затем в Москву. Люди отказались, каждый по своим причинам. В основном не устроила цена".
Стоимость действительно может оказаться высокой. Если пассажир имеет на руках билет отечественного перевозчика, услуга ему предоставляется бесплатно. Если же авиакомпания иностранная, придется приобрести билет: 200 евро — если пункт вылета расположен в Европе, и 400 евро — при более дальней перевозке. "В таких случаях оплатить перелет предлагается в аэропорту. Многие рейсы формируются практически в ручном режиме, в среднем за 3 дня до вылета", — рассказала "ДП" советник руководителя Росавиации Елена Михеева.

Прожить на $30 в сутки

Авиакомпаниям на возвращение россиян правительство из своего резервного фонда выделило 1,5 млрд рублей. При этом, по оценке Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, каждый такой рейс приносит убытки от 2,5 млн рублей (при использовании узкофюзеляжного самолета) до 4–5 млн (если самолет широкофюзеляжный). Чаще других в апреле за соотечественниками отправляли воздушный флот "Аэрофлота" (28%), "Уральских авиалиний" (24%), S7 (17%) и "России" (11%). В остальных случаях к перевозке привлекалась бизнес–авиация с малым количеством посадочных мест.
Cобеседник "ДП" в одной из авиакомпаний говорит, что недозагрузка рейсов связана не только с необходимостью покупки билета. Иногда россияне не успевали на самолет.
"Некоторые страны закрыты даже для внутреннего передвижения, поэтому был случай, когда самолет не дождался группы пассажиров. У экипажа было всего 6 часов на пребывание в аэропорту, — говорит источник. — Субсидии от государства на такие рейсы действительно не окупают затраты, но помогают поддерживать летную годность самолетов и пилотские свидетельства".
Тем, кто все–таки надолго застрял на чужбине, предоставляется ежедневная финансовая помощь из расчета 2400 рублей на взрослого и 1600 рублей на ребенка до 14 лет. На эти цели российское правительство выделило 500 млн рублей. Пока одобрение получили 8 тыс. поручений на выплаты, еще 28 тыс. заявок находились на рассмотрении, сообщали в МИД России 17 апреля.
В числе тех, кто живет без финансовой помощи за границей, оказался петербургский предприниматель Михаил Мадера. Совладелец дизайнерского агентства Dvizhenie прибыл в Уругвай на отдых еще в феврале, имея на руках обратные билеты. Срок аренды жилья давно истек. Отправленная 29 марта анкета на получение выплат осталась без ответа, общение с telegram–ботом портала госуслуг результатов не дало.
"Обратной связи никакой, — говорит он. — Надежду на финансовую помощь не теряю. В принципе, $30 в день должно хватить и на аренду (хостел или Airbnb), и на еду. Это особенно ценно в условиях падающих доходов бизнеса на родине".
За первые 2 недели апреля пассажиропоток уменьшился на 89%, средняя занятость пассажирских кресел составила 31%. У компаний возник резкий дефицит оборотных средств, необходимых на выплату заработной платы, содержание флота и другие неотложные платежи. Авиакомпании обязаны будут в апреле–июне уплатить в бюджет значительный объем налогов и взносов. Мораторий на принудительные меры взыскания истечет 1 июня. После этого наличие задолженности в бюджет не позволит авиакомпаниям участвовать в тендерах и получать субсидии из федерального и региональных бюджетов на выполнение социально значимых воздушных перевозок.
Владимир Тасун
Президент Российской Ассоциации Эксплуатантов Воздушного Транспорта
Полтора миллиарда рублей, выделенных авиакомпаниям на возвращение россиян, больше похожи на символическую поддержку. К примеру, выручка отрасли в прошлом году превысила 1 трлн рублей. А теперь ежемесячно выпадающие доходы исчисляются миллиардами. Какую–то часть расходов "ослабили", например аэропортовые сборы. Но затраты на персонал, лизинг, техобслуживание никто не отменял. Чтобы перевезти несколько тысяч человек за пару дней, собственных мощностей наших авиакомпаний достаточно. Но для ограничений, видимо, есть свои аргументы. В нынешних условиях почти нулевой выручки авиакомпании могут держаться долго — до тех пор, пока не начнутся движения со стороны кредиторов. Пройдет самоизоляция — начнут вспоминать долги. Те, кто останется без господдержки, рискуют уйти с рынка. Скорее всего, это будут чартерные перевозчики с владельцами в лице туроператоров и перевозчики из второго эшелона.
Андрей Крамаренко
Старший Научный Сотрудник Института Экономики Транспорта Вшэ