Сделка ОПЕК+ грозит банкротством сотне компаний на российском топливном рынке

Автор фото: Егор Алеев/ТАСС

Сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ может нанести отечественной нефтедобывающей промышленности серьезный урон. Малые компании уже покидают рынок, будучи не в состоянии платить налоги.

В эту пятницу, 1 мая, начнет действовать новое соглашение ОПЕК+. В номере от 15 апреля "ДП" писал, что оно рассчитано на 2 года и сокращение добычи нефти будет поэтапным — в сторону постепенного увеличения допустимых объемов. Однако раньше времени процесс запустила Саудовская Аравия — с явным намерением к старту сократить добычу на 8,5 млн баррелей в сутки.
На новый договор возлагают большие надежды: снижение добычи призвано "подсушить" нефтехранилища и дать ценам ступеньки для восхождения наверх. Однако скептики из Goldman Sachs уверены, что с боем заключенный договор никакого роста стоимости нефти не даст — слишком велик разрыв между мировым спросом на углеводороды и ограничением объемов их выкачивания.
Так, в апреле–мае спрос снизится на 19 млн баррелей в сутки, тогда как на первом этапе участники соглашения ОПЕК+ суммарно снизят добычу лишь на 9,7 млн баррелей. Аналитики банка не верят и этому, ожидая, что реальное сокращение окажется в 2 раза меньше. В первые месяцы действия договора цены на нефть не вернутся к росту. Более того, они пойдут вниз, устремившись к $20 за баррель. Расти цены, по версии инвестиционных банкиров, начнут только с восстановлением производства в III квартале, а к 2021 году могут превысить $50.
В апреле мировой нефтяной рынок продемонстрировал ловкость и мастерство волатильности. Фьючерсы на WTI показали отрицательные значения (до –$40 за баррель). Вслед за этим рухнули Brent (до $16) и отечественная Urals (до $8,5). Такого не наблюдалось с 1999 года. "Спокойствие, только спокойствие!" — воскликнули аналитики, политики и прочие. Мол, цены — "бумажные" и на деле никакого отношения к реальной стоимости сырья не имеют. Виновники обвала — переизбыток нефти и биржевые спекулянты. "Особенность фьючерсов в том, что если трейдер не успевает закрыть текущий контракт, то ему грозит физическая поставка нефти, — говорит директор аналитического департамента “Альпари” Александр Разуваев. — Как правило, сырье доставляется в терминал Кушинг в Оклахоме. Но он и так активно заполняется нефтью из–за падения спроса, вызванного экономическим спадом. Чтобы избежать этой головной боли, трейдеры всеми силами пытаются продать свою нефть до конца торгов во вторник, когда закроются майские фьючерсы, и обваливают цену".
Несмотря на случившееся, американский лидер Дональд Трамп заявил, что страна ищет возможности влить в Стратегический нефтяной резерв еще 75 млн баррелей. Министерство энергетики США в последнем отчете указало, что коммерческие запасы черного золота выросли на 15 млн баррелей. В Saxo Bank допускают, что драматический обвал котировок может повториться. "Если за предстоящие недели ситуация не улучшится, то июньский контракт, истекающий 19 мая, вполне может повторить судьбу майского. Несомненно, за это время мы увидим и сокращение добычи, и банкротства американских нефтяных компаний. Вместе с возможным (небольшим) повышением спроса это может предотвратить новый коллапс, но риск остается очень высоким", — уверен стратег и директор отдела биржевых продуктов Saxo Bank Оле Слот Хансен.
Международное энергетическое агентство в апрельском докладе подсчитало, что избыточное предложение нефти на рынке в 2020 году составит в среднем 9,3 млн баррелей в сутки. В мае мировые поставки сократятся на 12 млн баррелей. Позитив эксперты агентства видят не раньше второго полугодия. С этим согласны и в ОПЕК, рассчитывая, что цена на нефть в течение мая–июня вырастет в среднем до $35, а к середине лета достигнет и $40 за баррель.

Бюджет плюс

В России на случившееся пике нефтяного рынка отреагировали спокойно. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что рынок всего лишь приходит в норму, и не слишком оригинально подчеркнул, что России "надо привыкать к новой реальности и развивать несырьевую экономику".
Как сообщил Deutsche Bank, нынешних резервов ФНБ хватит на 2 года при цене Urals $15 за баррель. В Минэнерго тоже подготовлены: даже при цене $20 за баррель бюджет внакладе не останется. Спасет демпфер, который принесет дополнительный триллион рублей — за счет выплат налогов нефтяными компаниями. Именно поэтому глава ведомства Александр Новак выступил против снижения цен на топливо, отметив, что они стабильны и по крайней мере не растут.
Падение потребления стало почвой для обсуждения другой меры — урезания нормативов продажи топлива на СПбМТСБ. Сейчас нефтекомпании обязаны продавать на бирже не менее 10% бензина и 6% произведенного дизтоплива — это требование закреплено в постановлении правительства. ФАС и Минэнерго рассматривают возможность снизить эти цифры вдвое — на 2 месяца. По данным Российского топливного союза, производство бензинов в России снизилось на 20% — снижение нормативов по реализации топлива может привести к его дефициту. "Идея на первый взгляд как будто бы здравая. Но тогда нужно признать, что твердые константы 10%, 5%, 2%, которые по итогу развития биржевого рынка уже неоднократно предлагалось увеличить по бензинам и дизельному топливу, превращаются в переменные величины, менять которые регуляторы смогут и впредь, подстраиваясь под текущие обстоятельства", — говорит независимый эксперт Виктор Костюков.

Щелчком не заморозить

Падение спроса на нефть и нефтепродукты вынуждает закрываться небольшие нефтедобывающие компании. Они не обладают ресурсами крупных производителей и потому уже столкнулись с отсутствием мощностей для хранения невостребованной нефти. Еще в начале апреля в "Ассонефть" подсчитали, что примерно 100 компаний с совокупной добычей менее 500 тыс. т в год могут уйти с рынка из–за невозможности платить НДПИ.
Кроме того, негативную роль для внутренней нефтедобычи сыграет и соглашение ОПЕК+. Как выяснили в Financial Times, российские нефтяники вошли в разногласия с правительством о нормах по снижению добычи. Сокращение на 2,5 млн баррелей в сутки, которое должна обеспечить Россия, по задумке, квотировано между нефтедобытчиками. Очевидно, что многим компаниям придется останавливать буровые, что стоит в среднем 400 тыс. рублей. Повторный запуск обойдется вдвое дороже. Это значит, что многие скважины так и останутся в законсервированном состоянии. При этом у России, в отличие от Саудовской Аравии, нет опыта экстренного замораживания и размораживания скважин. Одна из причин — высокая обводненность почти 90% российских нефтеисточников, откуда добывать сырье дорого и сложно. А значит, их нельзя просто остановить и затем запустить вновь, получая те же самые показатели добычи.
"Большой вопрос и интрига — в способности России выполнить принятые ею обязательства по сокращению добычи. Недаром в СМИ просачиваются сообщения о жестких недовольствах нефтяных компаний и разборках между ними на предмет того, сколько каждая компания должна резать добычи. Так что на рынке нефти ближайшие 2 недели обещают быть очень насыщенными и тревожными", — уверен начальник аналитического отдела ОАО "ИК “Церих Кэпитал Менеджмент”" Николай Подлевских.