Их рассорила Украина: "Киров–Энергомаш" взыскивает 1 млрд рублей с Балтийского завода

Автор фото: Беликов Валентин

АО "Завод "Киров–Энергомаш" (КЭМ) взыскивает в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленобласти с Балтийского завода 1 млрд рублей.

Поводом к судебному спору стал контракт на производство головной паротурбинной установки (ПТУ) для флагманского ледокола серии "Арктика" (проект 22220). Договор заключен в 2013 году КЭМ ("дочка" Кировского завода) с Балтийским заводом (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Изначально предполагалось, что испытание ПТУ пройдет на Украине, на стенде АО "Турбоатом". Однако это стало невозможным из–за осложнения российско–украинских отношений.
Тогда, как рассказали "ДП" в пресс–службе Кировского завода, Балтийский завод попросил КЭМ модернизировать уже имеющийся у подрядчика стенд. За счет собственных средств КЭМ это сделал. "К сожалению, достигнутые с заказчиком договоренности не были закреплены юридически и позже нам не удалось найти взаимопонимания. В итоге все затраты легли на наше предприятие", — резюмировали на Кировском заводе.
Свое требование о взыскании суммы 1,079 млрд рублей истец обосновывает договором на опытно–конструкторские работы, заключенным сторонами. По мнению КЭМ, такой документ предполагает более широкое толкование договоренностей о затратах на модернизацию стенда, в том числе на компенсацию затрат истца. В пресс–службе ОСК на запрос "ДП" не ответили.
Проект 22220 предназначен для обслуживания Севморпути и экспедиций в Арктику. Строительство ведется на верфях Балтийского завода. Кировский завод включен в цепочку поставщиков.
Первый подобный контракт КЭМ заключил в июле 2013 года и в сентябре 2017–го поставил главный турбогенератор правого борта (а в апреле 2018–го — левого борта) для головного ледокола серии "Арктика". Сейчас на нем ведутся пусконаладочные работы.
В мае 2016 года КЭМ заключил договор на поставку ПТУ для первого и второго серийных ледоколов ("Сибирь" и "Урал").
В апреле 2019–го на Балтзаводе отгружен главный турбогенератор левого борта "Сибири", в июле 2019–го — ее правого борта. Оборудование смонтировано на ледоколе, но строительство еще не завершено. Турбогенератор правого борта "Урала" сейчас проходит заводские испытания, левый планируется установить на испытательный стенд в июне 2020 года.
В целом шанс выиграть этот процесс у КЭМ есть, полагает Екатерина Ильина, советник адвокатского бюро "DS Law Санкт–Петербург".
Истец имеет право на взыскание, если заказчик поручил ему проведение дополнительных работ, предприятие понесло новые затраты, а полученный результат имеет ценность для заказчика, поясняет эксперт. Вместе с тем она обращает внимание, что проблемным, возможно, окажется доказывание самой суммы. В частности, может потребоваться проведение экспертизы.