Смольный готов резать проекты городской инвестиционной программы на 2020 год

Автор фото: Сергей Ермохин

В целях экономии Смольный может порезать все проекты адресной инвестиционной программы (АИП), которые хотел начать в этом году.

Помимо борьбы с коронавирусом Смольный занимается не менее сложной задачей: готовит корректировки бюджета. По данным источников "ДП", список сокращаемого будет сформулирован к концу месяца. Одним из наиболее вероятных путей экономии (но не единственным) станет сокращение тех объектов из АИП, реализация которых еще не началась, утверждают источники.

Пойдут на лечение

В минувшую пятницу Александр Беглов в телеэфире сказал, что деньги, которые идут на лечение коронавирусных больных, "могли бы пойти на строительство детских садов и школ".
Как рассказал "ДП" вице–губернатор Евгений Елин, капитальные объекты, от которых город планирует отказаться, разбиты на несколько категорий. Это проекты, которые еще не законтрактованы, строительство по которым приостановлено, у которых нет разрешительной документации.
"Если говорить о проектах, которые на сегодняшний день приостановлены по другим причинам, не зависящим от коронавируса, то, конечно, с них нужно снимать деньги. Если мы точно знаем, что не будем строить там. В одном случае захоронение нашли и невозможно работать, в другом — есть инженерные проблемы, которые нельзя было предусмотреть", — прокомментировал "ДП" Елин.

Социальная экономия

В этом году АИП составляет 100,8 млрд рублей. Она включает все работы по строительству и проектированию, которые финансирует город, и многие ее объекты уже находятся в стадии реализации.
У комитета по строительству в 2020 году в АИП заложено 27 млрд рублей. Из них 3,1 млрд — на 16 новых объектов. Некоторые уже внесены в план–график закупок. В частности, пожарное депо на углу пр. Луначарского и Лужской ул. Других, как, например, учреждения дополнительного образования на Комсомольской ул. в Зеленогорске, в плане–графике найти не удалось.
Под вопросом старт строек семи средних школ и двух детских садов, баскетбольной школы на Загребском бульваре и общежития квартирного типа в Репино для сотрудников городской больницы № 40.
Самый дорогой объект, который планируется начать строить, — новое здание детской городской больницы № 1 на Авангардной ул. В этом году на него заложено 637 млн рублей.
Не состояться могут не только новые проекты, но и так называемые переходящие. Например, строительство школы в новых кварталах Каменки в соответствии с АИП началось в 2017 году. Но контракт с подрядчиком был расторгнут городом в одностороннем порядке. Для достройки нужно заключать новый.
Самая большая доля в АИП — у комитета имущественных отношений: 28,1 млрд рублей. В 2020 году КИО собирается потратить 8,4 млрд рублей на приобретение жилья нуждающимся и 13 млрд — на иные объекты недвижимости. Это тоже потенциал для экономии. Впрочем, сейчас комитет уже проводит первые торги на покупку квартир.

По дорогам

Еще одно ведомство, у которого могут значительно урезать бюджет, — комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). На него в АИП в 2020 году приходится 25,9 млрд рублей. Десятая часть, почти 2,6 млрд рублей, — неначатые объекты.
Из дорожных проектов КРТИ наиболее весомым выглядит развязка у "Экспофорума" (этап 2.2), которую должны были построить еще к ЧМ по футболу 2018 года. Но из–за обнаруженных на месте строительства военных захоронений после большого скандала работы заморозили. Однако в ноябре прошлого года губернаторской поправкой ко второму чтению бюджета на объект внезапно выделили 725 млн рублей. Освоить их собирались уже к маю 2020–го, чтобы Петербург мог провести форум БРИКС. В связи с эпидемией надобность в этом объекте отпала.
427 млн рублей могут забрать с 1–го этапа Южной широтной магистрали, а также почти 46 млн рублей со 2–го этапа Южно–Волхонской дороги. На 1–й этап ЮШМ, к слову, в 2021–2022 годах предусмотрено федеральное софинансирование, однако в каком именно объеме — неизвестно.
В планах КРТИ 2020 года также значится, например, строительство моста через Черную речку в створе Сердобольской ул. (155,9 млн).
Весьма вероятно, что будет урезан и бюджет на строительство метрополитена. В 2020 году планировалось начать новые участки зеленой и фиолетовой линий. С отрезка от станции "Беговая" до станции "Зоопарк" могут забрать 600 млн рублей (из 39,5 млрд рублей по АИП), с отрезка от "Комендантского проспекта" до "Шуваловского проспекта" — 200 млн рублей (из 35,7 млрд). Еще 140 млн рублей можно сэкономить на замене эскалаторов на "Площади Восстания — 2" и ремонте вентиляционных шахт.
Комитет по природопользованию может остаться без буксира ледокольного класса, на строительство которого в АИП заложено 495 млн рублей. Буксир включили в план закупок, но саму закупку, насколько известно, пока не объявили.

Режьте больше

Однако очевидно, что экономия только на неначатых проектах бюджет не спасет. Сейчас, по словам источников, каждому комитету Смольного дано указание урезать затраты на 10–20%, что суммарно составит 70–140 млрд рублей. При необходимости такого сокращения АИП будет порезана гораздо сильнее.
В частности, по словам источников "ДП", КРТИ может недосчитаться 8 млрд рублей. В том числе на 4 млрд может быть сокращено строительство дорог и существенно урезано финансирование прокладки коричневой и оранжевой веток метро.
Программу уже существенно сокращали осенью 2018 года — с изначальных 90,7 млрд рублей до 77,7 млрд из–за низких темпов освоения средств. Это произошло с приходом Александра Беглова. В итоге, правда, потратили 62,8 млрд. Исполнение, таким образом, составило 80,8% (или 69% от изначальных планов). В 2019 году общий объем АИП стал еще меньше, 72,5 млрд, зато повысился процент исполнения — до 83,2%.
У нас достаточно много дает федеральный центр, а адресная программа — в пределах 10–15% от всего бюджета. Тем не менее могут приостановить проекты с некачественной документацией. По ним вероятны отмена конкурсов или расторжение отношений с подрядчиками. Это может привести к задержкам, поскольку в нынешних условиях проводить новые конкурсы, искать подрядчиков и переделывать проектную документацию довольно тяжело.
Александр Ходачек
Президент Петербургского Филиала Вшэ
Картина плачевная. Как только наступает экономический кризис или другая незапланированная ситуация, в первую очередь режут дорожные деньги. Но деньги на дороги необходимо выделять: это безопасность граждан. Мы забываем, что у нас на дорогах погибает порядка 27 тысяч человек. Цифры колоссальные.Если вспомнить кризисы 2008 и 2014 годов, можно смело сказать, что урезание финансирования бесследно не проходит. Нас отбросит как минимум на 5 лет назад. Европейские государства, когда был кризис, наоборот, выделяли дополнительное финансирование на дорожные проекты, а не урезали его. Да, сейчас власти заняты другим, но параллельно нужно решать проблему с кредитами, которые дорожники набрали. По кредитам, взятым для выполнения государственных заказов, процент нужно уменьшать до 6%, всё что выше — должно покрывать государство.Закредитованность колоссальная. Только за последний год у подрядчиков, работающих на искусственных сооружениях, она увеличилась в 5 раз. Если ситуация не изменится, это грозит массовыми банкротствами.
Юрий Агафонов
Генеральный Директор Ассоциации Строителей И Поставщиков Дорожного Комплекса "Асдор"