Пандемия ударила по b2b

Автор фото: vostock-photo

В бухучете все неоднозначно: цифры, может, и сходятся. А вот мнения о перспективе профессии как таковой — точно нет.

В сложившейся ситуации непросто всем участникам рынка труда. Но вот бухгалтерии буквально стоят на ушах: планово — из–за всеобщего отчетного периода, внепланово — из–за очевидной экономической нестабильности и явных изменений, внесенных пандемией.

Вирус, кризис и аутсорс

Так, уже в ближайшее время аутсорсинговые компании, которые специализируются на предоставлении бухгалтерских услуг, могут попросту разориться — вслед за основными клиентами, небольшими предприятиями.
"Уже спустя пару недель те компании, которые ориентируются на работу с микробизнесом, столкнутся с “просадками” до 60–80%. Их клиенты останутся на рынке, но просто уйдут в тень, а значит, уже не будут нуждаться в бухгалтерии. Операции многих из них будут совершаться исключительно за наличные", — прогнозирует бенефициар Audit–Consultant Михаил Молотников. Отказ от услуг аутсорсинговых компаний при ведении бухучета — вполне логичная практика для тех, кому есть о чем умолчать.
"Отдавая бухгалтерию на аутсорсинг, придется посвящать в свои дела посторонних лиц. Но и бухгалтерская фирма, скорее всего, не захочет иметь ничего общего с такими клиентами", — делится наблюдениями налоговый консультант ООО "Лекс Интернэшнл рус" Дмитрий Гусихин.
Подспорьем для аутсорсинговых компаний может стать средний бизнес, который, если устоит, будет вынужден затянуть пояса. Бухгалтерские услуги на аутсорсе — один из способов столь необходимой экономии.
"По нынешнему рынку труда хороший бухгалтер стоит около 80 тыс. рублей в месяц без учета налогов. А средний бизнес обычно одним бухгалтером в штате не обходится. Обращаясь же к аутсорсинговым компаниям, такой заказчик в общем счете платит от 30 тыс. до 80 тыс. в месяц в зависимости от качества услуг", — объясняет Михаил Молотников.
По его словам, после нескольких недель всеобщей работы на удаленке коллектив самих аутсорсинговых компаний уже не собирается возвращаться в офис. Значит, издержки на аренду помещений нивелируются, что может снизить цены для клиентов.

В штате неспокойно

Впрочем, дело не только в пандемии. "В течение 5–10 лет, по нашим прогнозам, произойдет глобальное сокращение рынка за счет автоматизации всего и вся. Бухгалтерам необходимо переходить на новый формат работы: тот, что есть в США и Европе. Это в основном “траблшутинг” — решение сложных бизнес–задач. Кризис или нет — не важно: рынок в нынешнем понимании будет отмирать. Порядка 40% бухгалтеров потеряют работу, потому что государство уже сейчас подводит к электронному документообороту и автоматизации рутинных процессов", — уверены в Audit–Consultant. Ясно, что в сфере действительно явная кадровая неоднородность. Профессионалы, готовые к трансформациям, будут востребованы и далее. А вот среди "джуниоров" уже сейчас наблюдается настоящая схватка за рабочие места.
По информации hh.ru, в феврале–марте этого года на одно предложение о работе в профобласти "Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия" в Петербурге приходилось в среднем семь резюме соискателей. Нормой считается показатель, равный пяти–шести резюме. При этом работодатели были готовы "на старте" платить бухгалтеру от 30 тыс. рублей (в 77% случаев) до 95 тыс. (лишь в 7% случаев). "С каждым годом внедряются все новые технологии. 20 лет назад, чтобы отправить перевод через банк, надо было сесть за печатную машинку, вставить под копирку платежки, напечатать их, отнести в банк. Сейчас же все делается через банк–клиент и в минутах измеряется то, на что раньше уходили часы рабочего времени", — иллюстрирует очевидное Дмитрий Гусихин.

Учебная трансформация

Возможно, абитуриенты опасаются того, что после выпуска сразу же окажутся не у дел. Поток желающих обучаться бухгалтерскому делу с каждым годом становится все слабее. "Спрос на любую экономическую профессию сейчас, безусловно, падает. В 1990–х и в начале этого века обучение проходили огромные потоки людей разного возраста, ведь в это время активно развивался бизнес. Теперь же, когда сформировалась предпринимательская среда, используются ИКТ, таких глобальных потребностей в бухгалтерской профессии нет", — объясняет профессор Высшей инженерно–экономической школы Санкт–Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Наталья Викторова.
С другой стороны, в бухгалтерское дело молодые люди теперь идут максимально осознанно: понимая и принимая как риски, так и выгоды. "Абитуриенты, выбирающие образовательную программу “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, — это особая категория поступающих. Как правило, они хорошо представляют себе будущую профессию. Их выбор не подвержен модным тенденциям, а бывает обоснованным и продуманным", — делятся наблюдениями в Санкт–Петербургском государственном институте аэрокосмического приборостроения (ГУАП).
Под новые требования стараются подстраиваться и вузы. "Сейчас возникает необходимость подготовки бухгалтера, который не только обладает пользовательскими навыками работы в программах, но и способен сам настраивать продукты под свою функцию, создавать программные инструменты ведения бухгалтерского учета. То есть речь идет о бухгалтере–инженере", — говорит Наталья Викторова, добавляя, что именно это — ближайшая перспектива развития учетной профессии в вузе. При этом в Санкт–Петербургском государственном экономическом университете успокаивают будущих специалистов и говорят: проблем с трудоустройством не будет у тех, кто уже на 4–м курсе соглашается на сокращенный день и удаленную работу — учебная программа позволяет.