Апреля может быть достаточно, чтобы полностью убить авторетейл

Автор фото: Тихонов Михаил

"Деловой Петербург" провёл в онлайн-режиме круглый стол, посвящённый вызванному эпидемией коронавируса кризису в авторетейле. Эксперты отрасли рассказали, за счёт чего удаётся выживать в условиях карантина, какая поддержка необходима авторынку сегодня и какие изменения ждут автодилеров и производителей после кризиса.

Нерабочий месяц и финансовые последствия от него могут привести к закрытию 20–30% дилерских центров по всей стране, спрогнозировали в Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). Всего за одну нерабочую неделю дилерские компании в Петербурге потеряли 3 млрд рублей, а в целом по стране — более 100 млрд рублей. Положение дилеров остаётся нестабильным: даже одна лишняя неделя простоя может привести к необратимым последствиям для бизнеса.

Разрешат работать, но никто не придёт

Сейчас автодилеры пытаются выжить за счёт недавно разрешённой властями Петербурга работы сервисных станций. Но несмотря на то, что сервис всё же приносит прибыль, выручка от него несопоставима с общим циклом работы дилерского центра, рассказал в ходе круглого стола управляющий ОАК-РРТ Сергей Новосельский.
Основная задача для дилерских компаний в Петербурге сегодня — добиться, чтобы торговля автомобилями была включена в список разрешённых видов деятельности, заявил генеральный директор ГК "Прагматика", вице-президент РОАД Владислав Рыдаев.
Петербургские дилеры ранее обратились к губернатору города Александру Беглову с просьбой включить автомобильный бизнес в список сфер деятельности, наиболее пострадавших от коронавируса, а также разрешить работу автосалонов. "Мы надеемся, что дилеров включат в список поддержки на федеральном уровне, а также на местном уровне. Предложения направлены, но никаких движений пока нет", — отметил он.
Председатель совета директоров "Ауди Центр Петербург", председатель Гильдии предпринимателей автомобильной отрасли Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Вячеслав Жигалов полагает, что в ближайшее время послаблений от петербургского правительства ждать и не стоит, особенно с учётом роста числа заболевших COVID-19.
Опыт других регионов показывает, что открытие автосалонов не приносит нужного эффекта, так как по стране всё же действует режим самоизоляции. В условиях эпидемии люди боятся рисковать, посещать публичные места, так что существенную помощь открытие салонов вряд ли принесёт отрасли.
"Нельзя одной рукой разрешить, а другой — запретить. С одной стороны, салоны, например, будут открыты, а с другой, людям по-прежнему будут запрещать посещать вообще какие-либо коммерческие заведения", — подчёркивает Сергей Новосельский.

Продажи на удалёнке

Особенность нынешнего кризиса и одновременно ключевая проблема для отрасли — остановка денежных потоков. Простой бизнеса с сохранением обязательств по выплате налогов, а также заработной платы сотрудникам, как и по другим отраслям, существенно бьёт по автобизнесу. Некоторые игроки увидели выход в развитии онлайн-продаж автомобилей.
"Нас онлайн-продажи полностью спасли. Мы ушли от понятия прибыли, так как главная задача — сохранить денежные потоки, сохранить лицо и вообще жизнь компании", — рассказал глава компании "Фреш Авто", вице-президент РОАД Денис Мигаль. По его словам, все бизнес-процессы в компании были перестроены, была разработана система онлайн-оплаты, площадка для онлайн-аукциона, а также система для продаж автомобилей между регионами ("Фреш Авто" работает в семи субъектах РФ). "Развитие онлайн-продаж — единственный положительный результат от коронавируса. Эпидемия толкнула нас на такие кардинальные изменения", — отметил Денис Мигаль.
В Петербурге с онлайн-продажами работает компания "Авангард", которая реализует автомобили Mercedes-Benz, Geely, Hyundai и Opel.
"Дорогие автомобили клиенты чаще всего хотят увидеть лично. Более бюджетные машины продаются через интернет намного лучше, потому что это понятный продукт, все комплектации стандартизированы", — рассказал президент компании "Авангард" Максим Сушинский. Также покупать премиальные автомобили не через интернет, по его словам, клиенты предпочитают из-за эффектной выдачи автомобиля: доставка Mercedes-Benz на эвакуаторе к дому клиентам не очень интересна.
Для многих участников рынка онлайн-продажи по-прежнему кажутся временным решением. Главным аргументом против остаётся неготовность потребителей к сетевому формату взаимодействия с продавцом, когда речь идёт о крупных и дорогих покупках.

Банкротства и новые возможности

Прогнозы относительно будущего авторынка у экспертов разные: кто-то видит очередное "сито" для отрасли, кто-то находит в кризисе точку роста. "Мы как дилерское сообщество сейчас находимся на стадии изменения рынка. Если ещё недавно тот же вторичный рынок на 90% был частным, сейчас дилеры с каждым годом всё больше и больше эту долю отгрызают себе. Нам важно сейчас мобилизоваться и дать клиенту качественный продукт. Даже на фоне падения рынка мы можем развивать направление продаж автомобилей с пробегом", — заявил Денис Мигаль.
Что касается продаж новых машин, по-прежнему многое будет зависеть от продолжительности карантина, а также государственной поддержки автомобильной отрасли. Главный вывод един — покупательная способность населения из-за того, что кризис, вызванный эпидемией коронавируса, касается всех отраслей, существенно снизится.
"Людям куда важнее кормить детей, собирать их в школу или в ясли, чем ездить на автомобиле. Тренд таков, что потребитель меняет свои предпочтения в пользу товаров первой необходимости, а покупку машины откладывает на более поздний период", — заявил генеральный директор аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. То есть многие либо перенесут покупку автомобиля на осень или зиму, либо вовсе откажутся от идеи приобрести машину.
"По моему убеждению, 35% дилерских предприятий этот год не переживёт. Это произойдёт не сразу, дилеры будут гибнуть потихоньку, потому что большой денежный поток позволяет создавать иллюзию, что ты дышишь", — заявил директор по развитию "Аксель Групп" Игорь Седов.
Полную видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь.