Общественный транспорт в условиях карантина: европейский опыт

Автор фото: Ермохин Сергей

С начала марта пассажиропоток на петербургском транспорте упал в 10 раз. Например, если 12 марта было перевезено 5,3 млн пассажиров, то 2 апреля — только 581,7 тыс. Город постепенно приспосабливается к новым реалиям, пытаясь учитывать опыт европейских стран, однако удаётся не всё.

Сокращение подвижного состава на большей части трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов, обслуживаемых ГУП "Пассажиравтотранс", а также отмена почти 80% коммерческих маршрутов на фоне падения пассажиропотока выглядят мерой логичной. Однако под сокращение попало немало уникальных маршрутов. Крупнейшие частные перевозчики остались в среднем без 75% своих маршрутов, а некоторые компании поменьше — и вовсе без работы.
"Отменять транспорт, конечно, нужно по мере падения пассажиропотока, и так, чтобы не возникало скопления людей. Тут всё достаточно очевидно. Да, перевозчики терпят убытки и сокращают работу, да, маршрутки наиболее опасны в плане близкого контакта, но нельзя, чтобы из-за их отмены возникало столпотворение", — уверен транспортный инженер и эксперт комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрий Баранов.
По мнению эксперта сообщества проектировщиков транспорта "РУрбан" Ивана Вергазова, нужно было не отменять маршруты, а укорачивать их, разбивая на два-три. Например, часть можно было пустить только до ближайшего метро.
Ещё до "нерабочей недели", заметив снижение пассажиропотока, в петербургской подземке сократили частоту движения поездов. Но по факту плотность людей в вагонах не уменьшилась, что видится странной мерой в борьбе с распространением коронавируса. По-настоящему свободно в метро в первый раз стало на выходных 28–29 марта — пассажиропоток упал почти на 90%, с привычных 2,4–2,6 млн человек в сутки до 492 тыс. в субботу и 327 тыс. в воскресенье.
"Наш метрополитен — сложный механизм, его нельзя просто остановить, а потом снова запустить. Остановка и возобновление его работы обойдётся дороже, чем продолжение работы даже без пассажиров. Поэтому какой-то минимальный объём движения должен сохраняться, — отмечает Дмитрий Баранов. — К тому же метро — самый безопасный транспорт, поскольку его легче держать в чистоте и дезинфицировать, воздух проходит через фильтры, и при низком пассажиропотоке люди имеют возможность соблюдать дистанцию. Если людей будет совсем мало, можно просто уменьшить количество вагонов. Пусть будет ездить двухвагонный поезд раз в полчаса, но он должен ездить".
По последним данным, трафик метрополитена в Петербурге упал с 2,4 млн до 318 тыс. С 1 апреля было решено сократить время его работы до 22:00.

Без метро хуже

Некоторые страны в борьбе с пандемией постановили закрыть метро, но ничего хорошего из этого не вышло. Например, на Украине закрытие столичного метрополитена обернулось транспортным коллапсом: на остановках общественного транспорта собирались толпы людей. Киев пошёл дальше и полностью отказался от общественного транспорта, пользоваться которым разрешили только работникам экстренных служб, аптек и продуктовых магазинов.
Закрыть метро, правда частично, решили и в Лондоне. Сперва в столице Британии стали недоступны порядка 40 станций, на которых не осуществлялись пересадки, а позже закрытой оказалась и целая ветка. Всё это привело к давкам и столпотворениям.
Однако в большинстве европейских стран и США общественный транспорт продолжает работу, но с дополнительными мерами безопасности. В частности, исключают контакт водителей и пассажиров, закрывая переднюю дверь.
У нас пока таких мер не заметно, на рейсах продолжают трудиться кондукторы, многие без средств защиты. "Централизованных решений по кондукторам нет, они продолжат работать. Но каждый перевозчик вправе самостоятельно решать, как ему поступать с сотрудниками на том или ином маршруте", — прокомментировали в комитете по транспорту.
Пока власти намерены только усилить дезинфекцию на транспорте. Председатель комтранса Александр Головин сообщил в соцсетях, что распорядился обрабатывать контактные поверхности, которых чаще всего касаются пассажиры (двери, поручни эскалаторов, поручни и ручки в салоне), каждый час. Сейчас влажную уборку и дезинфекцию в пассажирских зонах метро проводят 4–5 раз в сутки, в наземном транспорте — между рейсами.

Езда и закалка

Спасением для многих городов в условиях пандемии стали велосипеды. Например, в Нью-Йорке в середине марта городской сервис краткосрочной аренды велосипедов City Bike сообщал, что спрос вырос на 67%. С 1 по 11 марта пользователи City Bike совершили почти 518 тыс. поездок по сравнению с 310 тыс. годом ранее. В Праге велопрокат за счёт спонсоров сделали бесплатным на несколько недель, что тоже дало свои плоды.
"Велосипед позволяет эффективно передвигаться, соблюдая дистанцию и не загружая улицы, попутно укреплять здоровье и закалять организм, — отмечает Дмитрий Баранов. — В Петербурге тоже заметно увеличилось количество велосипедистов, в том числе за счёт роста спроса на доставку еды и товаров. Но город сам по себе сейчас ничего не предпринимает для того, чтобы люди садились на велосипед, и никак не заботится о безопасности движения велосипедистов. И это очень плохо. В администрации до сих пор так и не понимают, что велосипед — это выгодный для города транспорт, а не просто развлечение для любителей".
Транспортный аналитик Дмитрий Смирнов отмечает, что индивидуальные средства мобильности, такие как велосипед, каршеринг или такси, доступны всё же не всем гражданам в силу разных причин. Такси может быть многим не по карману, да и неизвестно, кто был в машине до тебя, а велосипед в большинстве случаев не подходит для дальних перемещений. "В этом плане только общественный транспорт остаётся общедоступной альтернативой для широкого круга лиц для перемещений на значительные расстояния", — подчеркивает Смирнов.

План Б

По информации источника "ДП" в транспортном блоке Смольного, ещё с середины марта прорабатываются два сценария дальнейшей работы общественного транспорта, оба ограничительные. Но подробности этих сценариев, а также условия, при которых они могут быть применены, он не уточняет.
Иван Вергазов подчёркивает, что жизнь остановить невозможно, поэтому и транспорт закрывать нет смысла, нужно просто оптимизировать его работу. "Но не как обычно у нас — бессистемно и без анализа. По большому счёту это должен быть стандартный, проработанный заранее комплексный план действий, а не оперативные дёрганые реакции с непредсказуемыми эффектами", — отмечает эксперт.
"Пока штаб по борьбе с коронавирусом не выступал с решениями по полному закрытию какого-либо транспорта, поэтому все виды транспорта продолжают работать", — прокомментировали в комтрансе.
Следить же за тем, какие маршруты отменяются, в том числе с автобусных и железнодорожных вокзалов, или, наоборот, возобновляются, можно с помощью специального бота @spbtransport_bot в Telegram.