Ну что за brent? Почему пертурбации на нефтяном рынке почти не отражаются на стоимости топлива

Автор фото: Сергей Коньков

Цены на нефть не вернутся к прежним уровням — таков вердикт аналитиков. Торговые войны продолжатся — США хотят объединиться с Саудовской Аравией, чтобы вытеснить с рынка Россию. Но все эти пертурбации почти не отражаются на стоимости топлива.

Даже для людей, неискушенных в экономике, стало очевидно — кризис грянул и утвердился в стране надолго. Его предвестники — пандемия коронавируса и обвал цен на нефть — не спешат покидать передовую. Covid–19 не отступает, цены на черное золото не растут — и более того, обновили годовой минимум. В графиках зафиксирована цена $24 за баррель марки Brent. Падать с вершины всегда легче, чем подниматься, — а потому быстрого взлета к прежним значениям не ждут даже самые наивные.
По прогнозам Moody’s, цена на нефть едва доберется до $50 в 2021 году, а в текущем не превысит $45. Цитируя отчет аналитиков агентства, эти значения на 30% и 15% ниже предыдущих прогнозов соответственно. Консалтинговое агентство Rystad Energy предсказывает, что мировой спрос на нефть снизится на 4,9% (на 5 млн баррелей в сутки). В апреле падение потребления ожидается на 16 млн баррелей в сутки — в годовом выражении. Moody’s приободряет — мировой спрос начнет восстанавливаться. Правда, только в конце года.
"Наш базовый сценарий — постепенное восстановление экономической активности к концу второго квартала по мере снятия карантинов при условии отсутствия нового соглашения ОПЕК+ и перехода основных стран–производителей к стратегии максимизации добычи. В этом случае мы ожидаем в 2020 году среднегодовую цену марки Brent на уровне $35 за баррель, хотя к концу года цены могут в моменте выходить в диапазон $40–45 за баррель, — полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. — При этом заметное восстановление цен на нефть возможно лишь к концу 2021 года по мере снижения добычи сланцевой нефти в США. На горизонте 2020–2022 годов не ожидаем возврата среднегодовой цены нефти к уровню $60 за баррель".
А вот глава "Роснефти" Игорь Сечин, из–за чьего настойчивого желания расстаться с ОПЕК и случился обвал рынка, убежден, что к концу текущего года нефть снова может обрести ценник $50–60 за баррель. Но при условии — добытчики сланцевой нефти должны притормозить добычу. "Ряд компаний, связанных со сланцевой добычей, уже прекращают свою работу. И это приведет к какой–то новой балансировке рынка", — заявил Сечин в интервью телеканалу "Россия 24".

Третий — белый

Мы говорим — сланец, подразумеваем — США. Президент страны Дональд Трамп всегда выступал в "Твиттере" за низкие цены на нефть. Думается, что теперь он должен быть рад сложившейся ситуации. Однако довольная ухмылка американского лидера наверняка сошла на нет, когда выявилась реальная угроза нефтяным компаниям. Так, после известий о развале сделки ОПЕК+ акции Chevron на Нью–Йоркской бирже рухнули на 14%, акции ExxonMobil — на 10%. Дальше — хуже. За две недели бумаги компаний просели еще на 35% и 27% соответственно. Принятые в срочном порядке пакеты мер по спасению американской экономики помогли бумагам откатиться на 33% (Chevron) и 22% (Exxon Mobil). Эти новости немного приободрили и Brent, который подрос на 6% — и превысил отметку $27.
Нехорошие слухи для России — американцы планируют вмешаться в ценовую войну между РФ и Саудовской Аравией. Напомним, что после развала сделки саудовцы устроили распродажу нефти, пообещав доставлять ее в Европу по немыслимо низким ценам. Кроме того, страна объявила о наращивании добычи до 13 млн баррелей в сутки. Как узнал Wall Street Journal, Белый дом думает о новых санкциях в отношении России. Однако подробности пока неизвестны даже вездесущим американским СМИ.

Разница больше

Россия, в свою очередь, в начале "заварушки" храбрилась — и гордо противостояла всем обвалам котировок с лозунгом: "В бюджете заложена цена $40". Однако события развернулись иначе. Были ли готовы к этому власти — вопрос, остающийся открытым.
Согласно отчету Росстата, цена на бензин в марте уже подросла на 0,1%. А за год цена АИ–92 подскочила на 10,4% — чем несказанно удивила даже президента страны. "Ладно, предыдущие месяцы, но сейчас–то цены на нефть рухнули, просто рухнули: было 65, до 70 доходило, а сейчас 30 с небольшим. А бензин вырос. Как так может быть?" — спросил Владимир Путин у членов Кабмина на совещании.
Сигналы о росте цен дошли до Генпрокуратуры, которая поручила ФАС разобраться в ситуации. Виновные в ценовом сговоре обязательно понесут наказание. В Петербурге — пока стабильность. Бензин АИ–92 предлагается в среднем по 42,76 рубля/литр, АИ–95 — 46,00 рубля/литр, дизельное топливо зимнее — 48,83 рубля /литр, дизельное топливо летнее — 47,31 рубля /литр. Вроде бы тишь да гладь.
На графиках СПбМТСБ наглядно — снижение стоимости бензинов в марте и стабильные расценки на дизель. Но нетбэк просел: на 18 тыс. рублей за тонну дизельного топлива и на 13 тыс. рублей за тонну — по бензинам. "Нужно учитывать влияние демпфера, который по итогам первых двух месяцев принес производителям убытки порядка 2 тыс. рублей на тонну выгруженного на рынок дизеля. Естественно, что нефтяные компании попытаются переложить на потребителя хотя бы их часть. Причем демпфер при сложившихся низких нефтяных ценах обещает быть отрицательным довольно долго, до тех пор, пока нефть не вернется к уровням, близким к $60 за баррель", — считает генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков.

И без проверок тошно

Вместе с тем забили тревогу независимые АЗС, по которым любые нефтяные кульбиты бьют наиболее больно. Так, Независимый топливный союз (НТС) направил письмо премьеру Михаилу Мишустину.
По прогнозам Rystad Energy, в 2020 году мировой спрос на топливо упадет на 5,6%. Однако в России участники топливного рынка, по мнению НТС, скорее пострадают в результате государственных мер по защите граждан от коронавируса. "Содействие со стороны государства предприятиям, осуществляющим деятельность в сферах нефтепереработки, перевозок, хранения и розничной реализации топлива, позволит не только не допустить спекулятивный рост цен, но и обеспечит своевременное снабжение в условиях разворачивающейся пандемии и падения потребительского спроса", — заявил президент союза Павел Баженов.
НТС предлагает спасать отрасль пошагово: до конца года забыть про демпфирующий механизм (который со всеми корректировками так и не смог полюбиться рынку), отменить взвешивание фур с наливными грузами и не направлять на них око "Платона", простить все штрафы АЗС, перевозчиков топлива и НПЗ, а также наложить мораторий на проверки.
"На мой взгляд, эта организация воспользовалась ситуацией и себя пропиарила, — говорит президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Олег Ашихмин. — Для топливных операторов сейчас главное — иметь запас нефтепродуктов. Ситуация ровная, хотя на бирже мы наблюдаем, что скупаются большие объемы нефтепродуктов нефтяными компаниями. По объемам критической ситуации не наблюдается — запас достаточный. Российский топливный союз обратился к правительству России с предложением снизить ставки за эквайринг — так как снизится использование наличных денег. Однако сэкономленные деньги пойдут не в карман операторам, а станут бонусами для клиентов".