Во избежание соблазна. Какие убытки понесут петербургские перевозчики из-за отмены коммерческих маршрутов

Автор фото: Архив "ДП"

Чтобы задержать людей дома, правительство остановило движение 45% коммерческих автобусов.

После введения федеральным правительством новых мер против распространения COVID–19 комитет по транспорту Петербурга в спешном порядке выпустил распоряжение с перечнем коммерческих маршрутов (маршрутки с буквой "К"), которые не выйдут на рейсы с 28 марта по 5 апреля — на нерабочей неделе.
В перечне — 120 коммерческих направлений, в том числе 13 межрегиональных (правда, затесались и два официально отмененных). Это 45% от общего числа коммерческих маршрутов (сейчас их 265). Отменяются автобусы до торговых комплексов "Мега", в Пушкин, Петродворец и Павловск, на Васильевском острове и другие. 30 маршрутов при этом полностью дублируются другими направлениями, а 60 в той или иной степени являются уникальными. В ГКУ "Организатор перевозок", подведомственном комитету по транспорту, комментировать ситуацию отказались.
Вице–губернатор Евгений Елин в эфире телеканала "Санкт–Петербург" рассказал, что власти отменили маршруты, которые идут к непродовольственным торговым центрам, являются малонасыщенными (неэффективными), и те, трассы которых дублируются иными видами транспорта. Ту же логику выбора маршрутов для отмены "ДП" объяснили и в комитете по транспорту.
"У нас есть одна задача — сохранить здоровье. Для того чтобы сохранить здоровье, надо минимизировать контакты. Этот период надо перетерпеть", — заявил Елин.
Больше всех пострадает холдинг "Питеравто", который суммарно временно лишится порядка 40 маршрутов. Компании "Третий парк" придется приостановить 29 своих маршрутов, а 272 автобуса отправить на вынужденный простой. "У нас около 300 единиц абсолютно новой техники на коммерции, она в лизинге. Мер по поддержке бизнеса нет и не предложено", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе "Третьего парка".
"В список попали 16 наших маршрутов. С 28 марта по 5 апреля на линию не выйдет 195 единиц подвижного состава. О компенсации прямых убытков нам не сообщали", — поделился представитель перевозчика "ПТК".
О компенсациях перевозчикам ничего не слышали и в комитете по транспорту. Получить комментарий у финансового блока Смольного не удалось. Правительство Петербурга еще не огласило свой антикризисный план по поддержке бизнеса, однако известно, что чиновники ищут в своих программах проекты, которыми ради этого можно пожертвовать. Не исключается, что финансирования в этом году может лишиться нашумевшая транспортная реформа, которая должна заработать в Петербурге с 16 июля. Счет уже давно идет на дни, и Комтранс наконец готов объявить аукционы на обслуживание новых маршрутов (см. "ДП" № 42 от 25.03,2020), однако отмашки вышестоящие до сих пор не дают.
К слову, многие уже успели сравнить грядущую неделю урезанных маршрутов с репетицией транспортной реформы. Связь есть, однако противоречий больше, отмечают эксперты. В нынешнем перечне Комтранса есть маршруты, которые должны стать социальными после реформы, а не исчезнуть совсем. Например, К–184 или К–404 (последний должен стать автобусом № 204).
Озвучить свои убытки перевозчики пока не могут. Кто–то ссылается на коммерческую тайну, кто–то отмечает, что пока еще прошло мало времени, чтобы их оценить. Но к тяжелым временам транспортные компании приготовились еще пару недель назад, когда резко упал пассажиропоток (см. "ДП" № 42 от 25.03.2020). В начале прошлой недели падение составляло 20–25%, в том числе и в метро. По итогам 25 марта пассажиропоток подземки сократился уже до 36%.
По данным "ДП", в Смольном считают отмену части маршруток вполне оправданной в условиях сокращения пассажиропотока. При этом эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин отмечает, что у города все же нет данных по падению потоков именно маршруток: их, с учетом преимущественно наличной оплаты проезда, просто неоткуда оперативно взять.
"Маршрутки тем и отличаются, что, если пассажиров мало, они перестают ездить сами. Так что часть пазиков сошла бы с линии и без внешнего вмешательства, — считает Валдин. — Мы не знаем истинной структуры затрат и доходов транспортных компаний, но то, что маршрутки существуют на 100% с тарифной выручки, — это факт. И, конечно, это удар по перевозчикам".
Аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев отмечает, что по мере ужесточения карантинных мероприятий пассажиропоток будет снижаться еще больше. И вряд ли выезд на полупустой маршрут был бы эффективным. Да, зарплату работникам платить придется, но есть возможность сэкономить на ГСМ.
"Нужно смириться, что в экстремальной ситуации потери неизбежны, и их придется нести всем: и государству, и гражданам, и бизнесу. Можно попытаться их минимизировать, но избежать не получится. Если ситуация затянется, часть бизнеса разорится и уступит нишу выжившим конкурентам и госкомпаниям", — считает Калачев.