Тормозной путь. Банки готовятся к резкому сокращению спроса на автокредиты

Автор фото: vostock-photo

Рекорды автокредитования в прошлом. Банки готовятся к резкому сокращению спроса и объемов продаж.

Результаты минувшего года оказались лучше, чем банки предполагали: объем выданных кредитов на покупку новых и подержанных автомобилей вырос в рублевом эквиваленте на 24% против прогнозируемых 20% (см. "ДП" № 197 от 17.12.2019). Несмотря на резко выросшие объемы в первые 2 месяца текущего года (см. комментарий), банки готовятся к падению спроса и сокращению портфелей.

Нарастить объем

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в прошлом году в городе банки выдали 57,2 тыс. автокредитов, что на 10,4% больше результатов 2018 года. По оценке БКИ "Эквифакс", в денежном выражении объем превысил 49,5 млрд рублей.
"В январе 2020 года количество выданных автокредитов по сравнению с январем прошлого выросло на 15%, до 3,6 тыс.", — говорит Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ. "Объем превысил 3 млрд рублей, что эквивалентно росту на 14,6%", — сообщил Олег Лагуткин, генеральный директор "Эквифакса".
Рост объемов идет вопреки общему снижению рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2019 году продажи в стране сократились на 2,3%, или на 41,1 тыс. новых автомобилей. Производители в РФ сократили объем выпуска на 2,5%, до 1,59 млн легковых автомобилей, что повлияет на рынок спустя 3–4 месяца.
По оценке АЕБ, в январе произошел небольшой прирост продаж в годовом выражении — на 1,8%, или на 1,8 тыс. автомобилей, но уже в феврале продажи вновь показали отрицательную динамику (на 2,2%, или на 2,7 тыс. штук). По мнению Йорга Шрайбера, председателя комитета автопроизводителей АЕБ, снижение соответствовало ожиданиям рынка, однако общая картина может быть неполной: некоторые бренды перестали публиковать ежемесячные данные о продажах.
Впрочем, пока банкиры утверждают, что автокредитование, как и любой другой сегмент, подвержено сезонной специфике, поэтому прогнозировать грядущее падение рынка рано. Более того, вопреки традиционному падению спроса в начале года, сейчас продажи растут.
"Из года в год мы наблюдаем как периоды спада (январь, февраль, май), так и периоды повышенного спроса (апрель, ноябрь, декабрь)", — говорит Виктория Антонова, руководитель бизнеса автокредитования банка "Санкт–Петербург". По ее оценке, текущий год не станет исключением. "Январь–февраль продемонстрировал прирост, естественным образом его поддержали продолжение госпрограмм, а также наличие у дилеров автомобилей прошлого года, на которые распространяются скидки", — резюмировал эксперт.
"За 2 месяца 2020 года наблюдается повышенный спрос на машины 2019 года и кредиты на автомобили по программам с господдержкой", — соглашается Кирилл Маевский, начальник дирекции потребительского кредитования Кредит Европа Банка.

Влияние государства

Рекордным объемам автокредитования помогло снижение ставок, которые в 2019 году достигли минимума за весь период современной истории России.
По словам опрошенных "ДП" банкиров, это произошло вслед за снижением ключевой ставки ЦБ РФ. В течение всего года производители развивали промопрограммы совместно с дилерами и банками. Усилило эффект подъема автокредитования и возобновление в марте 2019 года госпрограмм поддержки: "Первый автомобиль" (для тех, кто покупает машину в кредит впервые) и "Семейный автомобиль" (двое и более несовершеннолетних детей). По ним государство компенсирует 10% стоимости автомобиля (25% — для жителей Дальнего Востока). В обеих программах участвуют только собранные в России машины стоимостью до 1 млн рублей.
В текущем году в госбюджете на госпрограммы была выделена равнозначная прошлому году сумма 5 млрд рублей. По оценке Минпромторга, такой объем простимулирует продажу около 50 тыс. машин, или 3% общего объема продаж. В конце февраля в Госдуму внесены поправки об увеличении суммы в 2 раза, до 10 млрд рублей. По оценкам участников рынка, выделенной суммы могло хватить до марта–апреля, при ее увеличении денег может хватить еще на несколько месяцев, что поддержит падающий рынок.

Переход на б/у

В прошлом году выросла средняя сумма кредита. Косвенно на это повлияло падение доходов населения. Банки активно наращивали долю займов с нулевым или минимальным первоначальным взносом. По данным "Эквифакса", с 2014 по 2016 год доля кредитов без первоначального взноса колебалась в диапазоне 8–9% от общего объема автокредитов, а к 2019 году она возросла до 15%.
"Средняя сумма кредита составляет 800–900 тыс. рублей, при этом доля кредитов на автомобили с пробегом увеличилась с 20 до 30%", — отмечает Маевский.
"По динамике средней суммы кредита как в сегменте новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом мы наблюдаем рост в среднем на 3–5% по сравнению с прошлым годом", — говорит Антонова. По ее данным, вторичный рынок стал развиваться более активно и демонстрирует меньшую чувствительность к ситуации в экономике. При этом отдельные банки сталкиваются с ситуацией, когда заемщики предпочитают не оформлять автомобиль в залог с дополнительными обязательными расходами по страхованию.
"Средняя сумма растет, мы видим снижение доли автомобилей с пробегом, но медленными темпами, — комментирует Олег Прокаев, коммерческий директор региона "Санкт–Петербург" ЮниКредит Банка. — Покупатели автомобилей с пробегом предпочитают использовать на эти цели потребительские кредиты".
По его мнению, в марте в связи с экономической ситуацией изменилось поведение участников авторынка — дилеры заняли выжидательную позицию.

Тяжелый период

Объемы выдачи автокредитов, как и прочих кредитов, в ближайшие месяцы будут резко снижаться.
"Глубина такого снижения будет напрямую зависеть не столько от коронавируса, сколько от экономической ситуации, зависящей от курса национальной валюты, — комментирует Лагуткин. — Проводя аналогию с похожим по масштабу кризисом 2014–2015 годов, можно ожидать падения до сопоставимых величин". По его данным, в I квартале 2015 года выдачи автокредитов снизились на 69% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), а во II квартале снижение было уже меньшим и составило 36%.
Сегодня на динамику продаж влияние оказывают дополнительные факторы. "Мы наблюдаем рост курса иностранных валют, что неизбежно влечет за собой пересмотр цен на импортируемые товары и рост потребительской активности", — говорит Антонова.
Ряд автопроизводителей уже заявили о повышении отпускных цен. Месяц назад эксперты связывали это с повышением утилизационного сбора (при объеме двигателя до 1 л он вырос на 46%, от 1 до 2 л — на 112,4%, от 2 до 3 л — на 123,5%). Сегодня уже очевидно, что цены будут расти по другим причинам.
С учетом ужесточения требований ЦБ РФ к кредитной нагрузке заемщиков побить прошлые рекорды автокредитования у банков в текущем году не получится.
По итогам года мы увеличили объем выдач на 26%, в январе–феврале текущего года — на 45%. Высокий спрос связан в первую очередь с возобновлением госпрограмм льготного автокредитования и увеличением продаж кредитов на автомобили с пробегом. Средняя сумма займа в январе немного снизилась, но в феврале–марте стала устойчиво расти. На текущий момент она превышает 950 тыс. рублей в сегменте новых автомобилей. Даже при положительном развитии событий выдачи автокредитов в 2020 году вряд ли будут выше показателей 2019 года. Изменение курса рубля может привести к повышению цен на автомобили, что, в свою очередь, спровоцирует кратковременное повышение спроса, но затем произойдет его естественное замедление.
Дмитрий Цховребов
Директор Северо–Западного округа Русфинанс Банка
В течение прошлого года на фоне общего снижения продаж на авторынке выросла доля реализации автомобилей в кредит. Увеличению объемов автокредитования поспособствовали снижение банковских ставок, упрощение процедуры оформления заявок, а также возобновление госпрограмм поддержки "Первый" и "Семейный автомобиль". По итогам года в Петербурге мы нарастили портфель автокредитов на 8%, до 11,2 млрд рублей. Средняя сумма займа в течение года росла, в настоящий момент она превысила 1 млн рублей. В объемах продаж 80% приходится на новые автомобили, однако в последнее время динамика стала складываться в пользу подержанных.
Сергей Кульпин
вице–президент банка ВТБ