Ни в Хельсинки, ни в Бобруйск. Автобусные перевозчики останутся без работы из-за коронавируса

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Россия и Евросоюз закрыли границы. Автобусные перевозчики, продержавшиеся дольше всех, проведут месяц почти без работы.

Сайт автобусного вокзала Петербурга сейчас пестрит сообщениями об отмене рейсов в Ригу, Таллин, Хельсинки, Иматру, Минск, Гомель, Бобруйск, Йыхви, Батуми, Варшаву и другие заграничные города. Как пояснили "ДП" в пресс–службе ГУП "Пассажиравтотранс", оператора вокзала, информация от перевозчиков поступает в оперативном режиме и публикуется на сайте.
Международный автобусный перевозчик Lux Express приостановил 23 рейса в день. До 30 марта отменены автобусы в Таллин, до 14 апреля — в Ригу, до 29 апреля — в Хельсинки, до 31 мая — в Йыхви. Также до 14 апреля не будут осуществляться перевозки на маршруте Москва — Рига. Сроки могут быть пересмотрены в зависимости от решений властей государств о продлении периода закрытия границ. Еще один международный перевозчик, Ecolines, прекратил рейсы в Чехию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, на Украину и в Финляндию.
"Для прогнозов по убыткам потребуется некоторое время, но однозначно отмены рейсов негативно отразятся на финансовых результатах работы автовокзала, поскольку в последнее время список международных направлений и компаний–перевозчиков расширялся, — прокомментировали в ГУП. — Например, с 26 декабря по 8 января услугами вокзала воспользовались 70,5 тыс. пассажиров, что на треть больше, чем годом раньше. По итогам 2019 года было общее увеличение на 163 тыс. по сравнению с 2018 годом".
Куда большие потери в сложившейся ситуации понесут сами перевозчики, которые пока даже не хотят задумываться об убытках. "Будем оценивать их позже. Сейчас нашим приоритетом является коммуникация со всеми пассажирами, у кого были куплены билеты на период приостановки рейсов", — комментирует "ДП" гендиректор АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group) Райт Реммель.
"Окупаемость нашего проекта по пассажирским перевозкам в Финляндию была рассчитана на 3 года. Сейчас мы не можем даже предположить, на какой срок возврата инвестиций сможем выйти", — говорит заместитель гендиректора АО "Третий Парк" Антон Вальшин.
По мнению аналитика ГК "Финам" Алексея Коренева, оценивать потери перевозчиков в цифрах сейчас непросто, однако понятно, что убытки будут не только прямые, но и косвенные.
"Нужны деньги на обслуживание лизингов и кредитов, техника требует обслуживания, нужно платить зарплату персоналу, и никто не отменял налоговую нагрузку. Как ни крути, а 25–го числа нужно платить НДС за IV квартал, который был очень успешным, соответственно, налоги будут большими. Если у всех простой, с чего их платить? Налоговую нагрузку пока согласились снизить только для авиаперевозчиков и туристических агентств, но страдают не только они. Под угрозой и отельеры, и рестораторы, и все смежные бизнесы, теперь вот “посыпались” и наземные перевозчики. Если не будет поддержки со стороны государства, можно ожидать и банкротств, и ухода в серый сектор", — отмечает Алексей Коренев.