Квест на выживание. Петербургский бизнес рискует потерять миллиарды на дезинфекции офисов

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Закупка специальных приборов и средств дезинфекции для городских предприятий обойдется в сумму свыше 3 млрд рублей, подсчитал "ДП". Однако с заказами могут возникнуть проблемы: поставщики заявляют, что товары на складах заканчиваются.

Постановлением главного санитарного врача по Петербургу Наталии Башкетовой всех индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций, независимо от правовой формы собственности, призвали усилить борьбу с коронавирусом COVID-19. Дополнительные меры защиты включают ежедневное измерение температуры у сотрудников и дезинфекцию рабочих помещений.
Ситуация на рынке услуг дезинфекции близка к ажиотажу. Более того, в отдельных случаях даже появились жалобы на мошенников, предлагающих закупку специальных средств по низким ценам. Подробнее о том, кто получит сверхприбыль и какие расходы понесет бизнес, — в материале на dp.ru.
В постановлении Наталии Башкетовой говорится, что с распространением коронавируса помимо стандартного проветривания и регулярной уборки следует бороться ультрафиолетовыми облучателями закрытого типа. Стоимость таких рециркуляторов, по сведениям онлайн-магазинов, начинается от 3–4 тыс. рублей за самые простые модели. Цена наиболее распространенных устройств колеблется в диапазоне 8–13 тыс. рублей. Прайс на более дорогую профессиональную технику может превышать 20 тыс. рублей.
По состоянию на середину марта в Петербурге количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в едином реестре Федеральной налоговой службы, достигает 362,7 тыс. Если каждое юрлицо или ИП купит хотя бы один рециркулятор, общие расходы на эти цели составят около 3 млрд рублей. С учетом требований главного санитарного врача, организациям также необходимо приобрести термометры и санитайзеры. Таким образом, допнагрузка на бизнес рискует даже превысить 3 млрд рублей.
Поставщики, специализирующиеся на продажах рециркуляторов, заявляют о небывало возросшем спросе. Например, в розничной сети товаров для здоровья "Экомедика" говорят покупателям, что из-за большой нагрузки на call-центр заказы лучше оформлять на сайте компании. Обработка запроса при этом занимает 48 часов.
В специализированном центре "Кислород" в связи с большим количеством заявок заказы также обрабатываются с задержкой. "К сожалению, все термометры и рециркуляторы на складе закончились. Доступны только под заказ (30–60 дней)", — уточняется на сайте "Магазина здоровья".
"Наши call-центры перегружены: в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в разы увеличилось число заказов, и ожидание курьера временно может затянуться", — поясняют клиентам сервиса доброта.ru. В соцсетях компании информация обновилась сегодня, 18 марта: "Продажи рециркуляторов приостановлены до 29.03.2020. Мы ждем новую партию. Когда будет поступление на склад, мы обязательно вас проинформируем", — предупреждают в компании.
Автор: vk.com/dobrotaru
Производитель медицинской техники "Армед" сообщает, что из-за развития сложной ситуации, перерывов в поставках и высокого спроса на рециркуляторы цены неминуемо возросли. На этом фоне активизировались недобросовестные предприниматели.
"И тут не обошлось без мошенников! Внимание! Замечены лжесайты, на которых предлагается приобрести рециркуляторы "Армед" по очень низкой цене наложенным платежом. Но результатом такой покупки становится пустая посылка и потерянные деньги. Будьте внимательны!" — отмечают в "Армеде".
И. о. руководителя административного управления АТОЛ Иван Широков полагает, что с точки зрения стоимости дезинфекция помещений относительно дешева. "Так, стоимость ультрафиолетовой лампы начинается от 2 тыс. и может достигать 15-20 тыс. рублей, а стационарный дозатор до появления коронавируса стоил около 6 тыс. рублей. Итоговая стоимость напрямую зависит от числа сотрудников и площади помещения. Также нужно учесть и определенные затраты на расходные материалы", — добавил Иван Широков.

Минимизация рисков

В пресс-службе SuperJob опросили работодателей и узнали, что за последние 1,5 месяца компаний, озабоченных эпидемией коронавируса, стало больше в 7 раз. В начале февраля пандемия волновала лишь 6% компаний, в первых числах марта — 14%, сегодня — уже 42%.
"Работодатели усилили разъяснительную работу, закупили антисептические средства, одноразовые повязки, приборы для бесконтактного измерения температуры и ультрафиолетовые лампы. В офисах ужесточили санитарную обработку помещений и поверхностей общего пользования. Под запретом не только рукопожатия: компании отменяют командировки, корпоративные мероприятия, персонал, чье присутствие на рабочем месте не является критически необходимым, переводится на удаленную занятость, в отпуск, оплачиваемый или за свой счет", — поделились в SuperJob результатами исследования.
В финтех-компании Twino, чей головной офис находится в Риге, попросили у клининговой службы чаще проводить влажную уборку офисов и прилегающей территории.
"У нас работает централизованная система кондиционирования, но тем не менее мы на протяжении рабочего для стараемся проветривать помещение свежим воздухом. Кроме того, мы расставили в офисе дополнительные обеззараживающие средства — различные антибактериальные гели, установили увлажнители воздуха. Также мы установили несколько видов градусников и просим сотрудников при первых признаках недомогания проверять свою температуру тела. Для компании это не такие большие расходы по сравнению с теми возможными рисками, которые появляются, если не предпринимать никаких мер", — рассказал о ситуации в компании ее генеральный директор Ашот Торосян.
По мнению других представителей бизнеса, усиление санитарной обработки офисов — способ лишь минимизировать риски. Вариант с переводом сотрудников на удаленку — более эффективный вариант снижения дополнительных расходов на борьбу с коронавирусом. В Петербурге многие компании поступили так еще до постановления главного санитарного врача.
"Мы в RBI переходим на максимально удаленный режим работы. Всеми силами стремимся обезопасить наших сотрудников и их близких. Поэтому подключаем удаленный доступ ко всем ресурсам, отменяем мероприятия, внешние и внутренние, и просим всех соблюдать режим максимальной самоизоляции. Надеюсь, не очень надолго. Но я считаю такой шаг единственно правильным, с учетом сложившихся рисков для наших сотрудников и их близких. И призываю всех предпринимателей сделать так же, пока ситуация с эпидемией не стабилизируется. На мой взгляд, это единственно верный и ответственный шаг сегодня для всех работодателей. Преуменьшать риски — значит, подвергать людей реальной угрозе. А этого допускать нельзя", — рассуждает на своей странице в Facebook основатель и президент Группы RBI Эдуард Тиктинский.
Однако не все компании могут позволить себе работать удаленно. Для малого бизнеса месячный простой грозит полным крахом. "Мы работаем, чтобы жить, так же как и наши сотрудники рассчитывают на нас, что как работодатель мы сможем генерировать коммерчески состоятельные идеи. И нет повода для паники и паранойи. Заметьте: от правительства и Минздрава подобных рекомендаций закрыть все (перенести в онлайн) не поступало. Они прекрасно понимают экономические последствия и без существенных оснований граждан не тревожат", — поспорил с коллегой предприниматель Михаил Марченко.