Литературные приемы. В Петербурге аудитория небольших книжных магазинов выросла на 10–15%

Автор фото: Беликов Валентин
Книжный магазин "Подписные издания" в котором можно выпить кофе и поесть.
Несетевые книжные — почти что петербургский феномен. Их владельцы отмечают, что для многих туристов посещение таких магазинов становится обязательным пунктом программы, а для местных это клубы по интересам, где можно поговорить о любимых произведениях, побывать на встрече с писателем. Именно за эту камерность и личный подход покупатели ценят независимые книжные магазины.
Так, во время распродажи в "Подписных изданиях" очередь выстроилась примерно такая, как за дефицитными товарами в советское время. На рост популярности этих торговых предприятий обратили внимание литературные критики и экскурсоводы.

Точки на карте

В 2019 году команда петербургского магазина "Все свободны" создала интерактивную карту независимых книжных магазинов страны, в Петербурге на ней отмечен 21 адрес.
К слову, полтора года назад карту книжного центра Петербурга сделали и в "Подписных изданиях". "С момента появления она уже несколько раз изменялась, мы добавляли новые точки, появившиеся в городе за это время", — отмечает совладелец "Подписных изданий" Михаил Иванов.
Команда издательства "Черная сотня" и магазина "Листва" отмечает, что чаще всего независимые проекты работают недолго, но те, что сумели обрести свою аудиторию, наоборот, расширяются и открывают новые места продаж.
"За время нашей работы открылось четыре магазина. Мы появились в 2016 году в Биржевом переулке как расширенный пункт выдачи заказов интернет–магазина издательства “Черная сотня” с дополнительным ассортиментом в пару сотен книг других издательств. Дела пошли хорошо, и к 2018 году мы подросли и переехали уже на Литейный проспект, превратившись в “Листву” — полноценный книжный магазин и лекторий. Сейчас из “Листвы” рождается еще одно новое издательство, которое будет отличаться от “Черной сотни” более широким и неформальным профилем", — отмечают в магазине.
Чаще всего независимые книжные развиваются за счет торговли детской литературой. В городе работает несколько таких точек, в их числе "Чудетство", "Поляндрия", "Самокат".
Еще один востребованный сегмент — магазины комиксов, самые крупные из них — "Маяк", "Лавка комиксов Апельсин", Grafika, "Двадцать восьмой". Представители рынка отмечают, что чаще всего такие магазины открываются в лофт–пространствах.

Сам себе продавец

Некоторое время назад на рынок торговли книгами вышли издательства, которые стали открывать монобрендовые магазины. Сформировался и противоположный тренд — небольшие магазины стали открывать маленькие издательства.
"Своя издательская программа — это прекрасный способ издавать и затем продавать те книги, которых нигде не найти. Но для магазинов есть и сложности — нужно заплатить вперед верстальщикам, редакторам, обладателям прав, типографии, то есть это долгие затраты с непредсказуемой прибылью или убытком. Но при этом наценки на такие книги ненамного, но выше обычных", — замечает Михаил Иванов.
Представитель издательства "Черная сотня" и магазина "Листва" Никита Лукинский отмечает, что практика совмещения издательства и книжного магазина довольно распространена: "Такое решение напрашивается само собой в процессе погружения в книжное дело".
Пиар–директор издательства "Самокат" Мария Орлова рассказала, что для производителей максимально маржинальной будет продажа в собственном магазинчике или на выезде. "Но это большой объем хлопот, затрат, работы. Взамен мы получаем лояльность к бренду, что позволяет нам “отпустить” покупателя в любой магазин, который ему удобен", — добавляет она.
Московское издательство "Самокат" открыло свой магазин в Петербурге, как говорится, по заявкам читателей. "Мы открылись, только когда почувствовали, что критическая масса людей, которые нам звонят и спрашивают, как и где купить наши книги по издательской цене, уже достаточна, чтобы вложиться в аренду отдельного магазина и зарплату продавца", — рассказывает Орлова.
Основной минус крупных сетевых проектов, по ее мнению, — широкий ассортимент, поэтому книги небольших издательств редко попадают на выкладку и незаметны для покупателей.
В "Подписных изданиях" отмечают, что число читателей растет, но с декабря прошлого года сильно упал средний чек. "Из–за этого наши уже стандартные темпы роста на 25–30% превратились в 10–15%. У людей, к сожалению, очень мало денег", — констатирует Михаил Иванов.
Книжные магазины пытаются найти выход из этой ситуации. "Самокат", например, недавно запустил собственный интернет–магазин, а точка продаж стала еще и пунктом для самовывоза заказов.
"Черная сотня" через сервис Patreon высылает подписчикам новые книги издательства в электронном или в печатном виде.Так им удается заработать около $3 тыс. в месяц. "Эта подписка в первую очередь способ поддержать наш проект, а рассылка книг — благодарность за поддержку", — отмечают в издательстве.
Объем книжного рынка России в прошлом году издательская группа "Эксмо–АСТ" оценила в 92 млрд рублей. За 12 месяцев он увеличился на 7%. В основном рост обеспечивали продажи книг, вышедших на электронных носителях, и аудиокниг. Их продажи выросли на 35%, до 6,5 млрд рублей, подсчитали в "Литрес". Аудиокниги пока занимают 2,5% рынка, но очевидно, что их доля и дальше будет расти.