В изоляции. Чем грозит российской экономике массовый перевод сотрудников на удаленку

Автор фото: Алена Марченко, фото: Vostock-photo

Российские компании начали массово переводить сотрудников на удаленную работу, чтобы снизить риск заражения коронавирусом. "ДП" выяснил, чем подобное резкое изменение режима труда может грозить российской экономике и есть ли ресурсы у бизнеса на подобную перестройку.

Похоже, что лучше всего в подобный формат смогут вписаться работники массмедиа, ИТ, служб поддержки и маркетинга. Однако не все бизнес-процессы возможно перевести на удаленные рельсы, кроме того, многие компании рискуют потерять эффективность работы и высокий KPI сотрудников. Наибольший ущерб получит сфера промышленности и различных предприятий, которые физически не могут уйти на удаленную работу без остановки производства.

Один за другим

За последние дни на удаленную работу сотрудников перевели такие крупные компании, как "Яндекс", Rambler, RT, "Ситимобил", "Русал"
Большинство этих компаний заявили, что их бизнес готов к подобному формату работы.
"Бизнес технически готов работать вне офиса, и для нас важно, чтобы сотрудники чувствовали себя максимально защищенными. Мы переводим с понедельника все внешние встречи и собеседования в онлайн, запланированные мероприятия в офисе или те, в которых участвуете вы, мы переносим в онлайн, пока ситуация не стабилизируется. При этом наши сервисы, такие как внутренний портал, почта и электронные формы заявок, позволяют без ущерба для работы выстроить все бизнес-процессы. На текущий момент мы рекомендуем части подразделений удаленный режим работы по согласованию с руководителем актива — до того момента, когда будут получены дальнейшие рекомендации", — заявила директор по персоналу и внутренним сервисам Rambler Group Анна Паршина.
По данным аналитического центра "Битрикс 24", только 42% российских работодателей готовы перейти на удаленную работу. Наибольшее количество работодателей (28%) могут перевести только половину штата для работы на дому, 10% согласны отдать на удаленку треть штата, 20% работодателей заявили, что вовсе не готовы к дистанционной работе.
61% компаний не будут менять формат работы из-за распространения вируса, 87% работодателей не готовы приостановить работу, даже если вирус продолжит распространяться.
Компания "Инфосистемы джет", в свою очередь, заявила, что у нее вырос спрос на программное обеспечение удаленного доступа для рабочих компьютеров. По словам представителей компании, организация одного удаленного рабочего места в среднем на рынке стоит $2 тыс.

Снижение эффективности

Не весь бизнес может перейти на удаленную работу без ущерба.
"Во-первых, далеко не всех сотрудников можно перевести на удаленный формат работы. Если для представителей сфер ИТ, интернета, маркетинга, рекламы, PR, творческих профессий, рекрутеров, личных помощников, менеджеров по продажам и по работе с клиентами это нормальная практика, то для работников отраслей ретейла, медицины, производства и индустрии гостеприимства переход к подобному формату занятости невозможен", — отмечает, руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу Ирина Жильникова.
Перевод персонала на удаленную работу требует четкой, выстроенной системы управления эффективностью, которая была бы понятна и прозрачна как для сотрудников, так и для руководства компании. Для продуктивной работы специалистов и ее дальнейшей оценки важны четкая логика бизнес-процессов, конкретные цели, измеримые показатели. Еще один важный момент — готовность самих руководителей продуктивно управлять удаленной командой, не контролируя каждый шаг сотрудников и не впадая в панику, если что-то пошло не так, добавляет Жильникова.
"Особенно остро переходный период пройдет в тех компаниях, где нет опыта организации такой работы. Многие специалисты просто не привыкли работать из дома. Для этого требуется организовать рабочее место, изолировать от него домочадцев (особенно детей, которым сложно объяснить, что взрослый работает дома и занят так же, как и в офисе). Сложно придется тем, чья работа связана с постоянными телефонными разговорами, которые должны проходить в тишине (тут перед начальством стоит еще одна задача — обеспечить сотрудников качественной связью либо компенсировать стоимость телефонных разговоров, если раньше они велись из офиса)", — считает, в свою очередь, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
По его словам, больших затрат потребует от компаний организация хорошо настроенных групповых корпоративных чатов, которые позволят получать информацию из первых рук и оперативно (от этого будет зависеть выполнение ключевых показателей), обучение навыкам тайм-менеджмента.
При этом есть ряд предприятий и сфер, которые невозможно перевести на домашнюю работу (например, это касается работников заводов), предприятие будет терпеть убытки, сорвет все поставки и заказы, вынуждено будет отправить работников в длительный отпуск. Есть заводы и учреждения, остановка которых невозможна без ущерба для городов и областей. Чем длительнее будет изоляция, тем сильнее пострадает российская экономика. Это демонстрирует пример "Русала", который с 17 марта переходит на удаленную работу, но при этом оставляет сотрудников на заводах для обеспечения бесперебойной работы.
"При переводе сотрудников на удаленную работу самое главное — отстроить те процессы, без которых функционирование компании невозможно, то есть прописать четкий регламент принятия решений и работы ключевых подразделений. Сейчас есть множество решений для удаленной работы, и именно те компании, которые их внедрили, будут иметь конкурентные преимущества перед теми, кто откладывал диджитализацию в долгий ящик", — отмечает управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман.
Однако именно сейчас, считает спикер, самое время показать, чего компания добилась в этой сфере. К тому же это хороший тест для того, чтобы мотивировать сотрудников не отлынивать от работы дома, то есть нужно установить четкие KPI и им следовать. При этом он отметил, что все равно наибольшую эффективность покажут те сотрудники, которые получают зарплату в зависимости от результатов, другие же работники в любом случае воспримут удаленный режим как небольшой отпуск и расслабятся.
"Два ключевых момента, на которые следует обратить внимание при работе с удаленными специалистами, — это продуктивность (весь вопрос в постановке целей, задач и оценке работы) и вовлеченность. Ни для кого не секрет, что управлять мотивацией сотрудников на удаленке, как и фрилансеров, куда сложнее, поскольку их степень лояльности к компании и приверженность к корпоративной культуре может снижаться. Однако решение тоже есть — использовать современные digital-инструменты в работе и коммуникации с сотрудниками: онлайн-обучение, мессенджеры, корпоративные мобильные приложения и платформы, социальные сети и многое другое. Автоматизация бизнес-процессов — важный шаг на пути к повышению продуктивности, в том числе и в работе HR", — заключает представитель hh.ru Ирина Жильникова.