Придворцовые территории. Как победить синдром провинциальности в Петродворцовом районе

Автор фото: Ермохин Сергей

Чтобы победить синдром провинциальности, Петергофу не хватает ученых, студентов и "длинных" туристов.

Экономическая статистика рисует Петродворцовый район тихим пригородом. Доля промышленности невысокая. Зарплаты — чуть ниже средней (62 тыс. рублей). После заката на улицах легко встретить "глухих пролетариев", а не только приветливых и аккуратных работников отельного бизнеса. Турфирмы с сожалением констатируют, что сегодня это локация для однодневного визита. Урбанисты — рекомендуют развивать здесь "экономику знаний". Но и в этом Петергоф, увы, пока проигрывает конкуренцию Пушкину.

У воды и у кольца

В абсолютных цифрах производственный сектор района выглядит скромно. По данным районных властей, оборот крупных и средних предприятий в 2019–м составил 47 млрд рублей, причем он не вырос к 2018–му (правда, за год сразу в 1,7 раза увеличились инвестиции в основной капитал). Но пусть проседает количество — можно гордиться качеством. Ключевая особенность Петродворцового района — высокая концентрация высокотехнологичных производств. Так сложилось, что именно здесь расположилась площадка "Нойдорф" особой экономической зоны (среди резидентов: ЗАО "Биокад", АО "Лазерные системы" и др.). Здесь же работает индустриальный парк "Марьино".
В 2007 году, когда площадку "Нойдорф" еще только подбирали, одним из ключевых факторов стала логистика: близость к ЗСД, КАД, аэропорту Пулково, портам Бронка и Усть–Луга, вспоминает генеральный директор АО "ОЭЗ "Санкт–Петербург" Тамара Рондалева. "Площадка находится в одном из научных центров Петербурга, — напоминает она. — Как показывает опыт резидентов, нехватки рабочей силы компании не испытывают".
Логистические преимущества и выгодные условия от Смольного привлекли сюда 15 лет назад и компанию "БСХ Бытовые приборы". Правда, сейчас транспортная ситуация на Петергофском шоссе сильно усложнилась. "С вводом на окраинах Красносельского района огромного количества нового жилья дорожная инфраструктура совершенно перестала справляться с потоком транспорта, — жалуется руководитель департамента корпоративных коммуникаций ООО "БСХ Бытовые приборы" Антон Рассадин. — Но мы знаем, что городская администрация занимается этим вопросом".
С транспортом ситуация бедовая не только у промышленников. Жители опасаются, что в связи с транспортной реформой к лету они останутся без маршруток. Тогда добираться до метро придется на автобусах — не 40 минут, а целый час. Собственная станция подземки на перспективных планах до 2043 года нарисована только в Стрельне. У РЖД есть проект развития внутригородских электричек от Ораниенбаума через Пулково до Белоострова (линия по принципу московского центрального кольца), но с ним конкурирует альтернативный маршрут от Гатчины. А исходя из текущей экономической ситуации, в итоге их могут признать неосуществимыми.
Урбанисты вспоминают идею водного сообщения, но пока это выглядит как мечта. "В Нью–Йорке такие линии есть, учитывая, что несколько районов города — это острова. Там ходят пассажирские паромы и все работает достаточно эффективно. Может быть, когда автомобильное движение встанет и двигаться будет некуда, этим озаботятся и у нас?" — говорит начальник отдела территориального стратегического планирования МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Артур Батчаев.

Свидание на одну ночь

Куда более очевидная экономическая функция — туризм. Поток желающих увидеть ГМЗ "Петергоф" не оскудевает (в 2019 году музей посетило 6,2 млн человек, рост составил 15%). Параллельно развивается свадебный туризм, есть спа–отели. Однако… одной ночью визит, как правило, и ограничивается.
"В Сестрорецке, Зеленогорске мы уже наблюдаем поток иностранцев, которые остаются и на 7 дней, — отмечает Марина Самородская, генеральный директор туроператора "Премьер–Тур". — Причем отели там стоят дороже, чем в Италии или Франции. Если сравнивать уровень "четыре звезды", цены на 40% выше, чем в Европе. Люди покупают эти туры, потому что там есть вся береговая инфраструктура. А Петродворцовый не пользуется своими природными возможностями. Все гостиницы расположены в городской инфраструктуре".
Впрочем, едва ли это изменится. Почти все свободные земли находятся в природоохранных зонах. Парк "Знаменка" сейчас в распоряжении управделами президента. Еще один крупный участок (включая часть Михайловского парка, но без линии берега) отдан СПбГУ под Высшую школу менеджмента. Да и природные характеристики не те — ведь это не северные дюны, а заросший камышом южный берег.
"Даже если это не благоустроенный парк, через него можно относительно недорого прокладывать экотропы — это дощатые прогулочные настилы, которые могут тянуться на километры, — считает Стив Каддинс, эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. — При их прокладке, естественно, ни одно дерево не вырубается. Хороший пример такого проекта можно найти в поселке Усть–Нарва (Нарва–Йыэсуу) на границе с Россией".
Что касается удаленных от залива территорий, то здесь просто не хватает новых точек притяжения. Каким бы городом–садом ни был Петергоф (а он, кстати, в топе среди районов по благоустройству), культурная и общественная жизнь здесь точно не кипит. Более того, год назад локацию у Нижнего парка покинул проект "Квартариата", ориентированный на современное искусство и технологии. "Отель, кафе, проведение фестивалей, вечеринок и концертов приносили доход только с июня по сентябрь. Остальные 9 месяцев в году шла бесконечная борьба за выживание", — комментировал тогда CEO проекта Евгений Потапенко.

НИИЧАВО тут нет

Активировать общественную жизнь мог бы переезд кампуса, но пока что Оксфорд из Петергофа не получается. Причем уже второй раз. В 1970–е переезд СПбГУ на эти территории в целом провалился из–за бунта профессуры, хотя здесь расположены естественно–научные факультеты и общежитие. Сейчас, когда руководство университета решило возвести новый кампус, предпочтение отдано Пушкину, где уже строит свой технопарк и ИТМО. В СПбГУ объясняют выбор тем, что там больше свободной земли (нужно было не менее 100 га). Хотя эксперты считают — секрет успеха не в протяженности территорий.
"Чтобы кампус сложился, должна сформироваться внутренняя экосистема, где студенты и живут, и проводят досуг, и занимаются учебой и наукой, — считает Стив Каддинс. — Когда рядом есть супермощное ядро мегаполиса, идея рассыпается. Социальная жизнь автоматически переносится в черты самого мегаполиса".
Но отбрасывать идею не надо. В том, что Петродворцовому району по всем признакам подошел бы статус R&D–долины, в которой размещаются инновационные промышленные объекты и научно–исследовательские институты, убеждены и предприниматели, и урбанисты (кстати, похожий проект реализован возле Версаля).
Но для этого нужно формировать в том числе и жилую среду. Пока это удается лишь в Стрельне, возле резиденции президента.
"Британцы говорят: если хотите развивать венчурную экономику, у вас от инвестора до стартапа должно быть 5 минут ходьбы, — рассказывает советник ректора университета ИТМО Михаил Климовский. — Нельзя иметь инкубатор в одном месте, а людей с деньгами — в другом. В этом смысле тенденция застраивать Петродворец жильем низкого качества по окраинам — это не очень хорошо. Можно было бы создавать новые типы жилья, в том числе и недешевого. Потому что это уникальная территория, хотелось бы ее такой и развивать".
Наиболее достойная внимания площадка, о которой стоило бы подумать в части комплексного развития территорий, — площадка кампуса СПбГУ в Петродворце. Да, опыт переноса не самый успешный, но раз уж территория начала развиваться, раз уж там сосредоточены естественно–научные факультеты, есть смысл рассматривать ее как альтернативу Пушкину. Имущественный комплекс университета в любом случае никуда не денется, а в непосредственной близости есть большие территориальные резервы и в границах СПб, и в границах Ленобласти. Эта площадка может стать центром размещения научного парка, технопарка, научно–инновационной зоны, по крайней мере это было бы оправданно с точки зрения совместного участия города и области.
Александр Холоднов
Руководитель аналитического центра Urban Pro
Каких–то перспектив серьезного развития и инвестирования в Петродворцовый район я не вижу. Для этого нужно восстанавливать исторический облик района и объектов, делать там единый туристический кластер, организовывать шаттлы из Санкт–Петербурга и создать такие условия, чтобы гости города хотели остаться там на ночь. Теоретически свадебный и событийный туризм может быть наиболее интересным для инвесторов, рассматривающих данную локацию.
Кирилл Иртюга
Генеральный директор УК "РосинвестОтель"

Сохранить маршрут

Дмитрий Попов, глава администрации Петродворцового района

Куда бы вы посоветовали вкладывать деньги инвесторам, заинтересованным в Петродворцовом районе?

— Ежегодно музеи и парки Петергофа посещает более 6 млн туристов, поэтому представляется целесообразным более интенсивно развивать бизнес в туристско–рекреационной сфере. А с учетом того, что на территории района расположены площадки особой экономической зоны "Нойдорф" и индустриального парка "Марьино", — вкладывать инвестиции в высокотехнологичную, инновационную сферу, логистику.

В связи с увеличением грузопотока через порт Бронка железнодорожные переезды в районе Ропшинского шоссе и Старого Петергофа оказались перегружены. Как и в какие сроки будет решаться данная проблема?

— За счет городского бюджета в 2022–2023 годах предусмотрено строительство транспортной развязки (виадука) на пересечении железной дороги с Ропшинским шоссе в Петергофе. В 2020–2021 годах будет выполнено проектирование еще одного путепровода — в створе Морской улицы и Дворцового проспекта в г. Ломоносове. К сожалению, вопрос строительства виадука в Старом Петергофе пока остается нерешенным.

Из–за отмены маршруток время поездки из Петергофа до метро может увеличиться. Жители просили сохранить маршрут К–420 или пустить в виде исключения маршрутки по КАД (подобно тому, как это разрешено в Кронштадте). Какое решение считает приемлемым администрация района?

— Мы направили в комитет по транспорту свои предложения по доработке документа планирования, где просим рассмотреть возможность изменения вида регулярных перевозок при сохранении всех действующих маршрутов. В том числе сохранить маршрут 420 от станции метро "Ленинский проспект" до 23–го квартала в Старом Петергофе. Протяженность района составляет более 30 км — это более половины маршрута, поэтому пускать маршрутки в объезд по КАД считаем нецелесообразным.

Вдоль Финского залива все еще много заброшенных территорий, например Стрельнинский пляж. Есть ли у районных властей идеи по благоустройству этих земель, возможно, в партнерстве с бизнесом?

— В 2019 году администрацией района разработан проект благоустройства данной территории (пос. Стрельна, Нижняя дорога, южнее дома 15) с созданием зоны отдыха на побережье Финского залива. В 2020 году планируется приступить к реализации проекта. Функционально территория будет поделена на несколько зон, включая детский сектор с игровыми площадками, спортивную зону.

Историческая справка

Точка притяжения элиты

Предыстория Петергофа началась 5 тыс. лет назад, когда территории Нижнего парка были дном Литоринового моря. Именно склон его берега был мастерски использован инженером В. Туволковым для создания фонтанной системы. В Версале для тех же целей пришлось сооружать дорогостоящие водовзводные устройства.
В походном журнале Петра I территории упоминаются в 1705–м как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Идея построить загородную резиденцию принадлежала самому императору. Он успел застать результат: открытие ансамбля состоялось в 1723–м, за 2 года до смерти царя.
Изначально поселение при дворце застраивалось хаотично, но в 1730–х годах благодаря архитектору Михаилу Земцову Петергоф впервые получил четкую планировку. Самые лакомые участки отходили элите. Императорская резиденция стала для нее своего рода точкой притяжения.
Спустя столетия история повторилась. Когда в 2003 году открыли отреставрированный Константиновский дворец, элита всех чинов и мастей принялась скупать квадратные метры вокруг. Так появилась петербургская «Рублевка» — коттеджные поселки в Стрельне.

Паспорт территории

Цикл публикаций

Административное деление Петербурга на районы кажется нам привычным, но мало кто всерьез изучал экономические особенности каждого из них. Однако разница между районами нашего мегаполиса зачастую такая же, как между регионами полноценной страны. «ДП» составляет районные паспорта, чтобы понять, какие виды бизнеса где в дефиците.