Первым делом — самолеты. Covid–19 и слабеющий рубль все сильнее влияют на рынок пассажироперевозок

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Больше других страдает авиаотрасль.

Встречающие бригады врачей в защитных костюмах, инфракрасные термометры, тепловизоры и призыв Всемирной организации здравоохранения к соблюдению правил гигиены остаются малоэффективными средствами в борьбе с распространением Covid–19. Этой инфекцией по состоянию на 11 марта заражены около 60 тысяч человек. Идентифицировать микробиологических "попутчиков" пассажиров стало сложнее еще и потому, что вирус мутирует: у некоторых людей отсутствует такой очевидный признак болезни, как высокая температура.

И некуда, и дорого

Вслед за ростом числа инфицированных снизился пассажиропоток на авианаправлениях в сторону стран — очагов коронавируса, прежде всего в Италию. В этих условиях ряд авиакомпаний, в том числе российских, несколько изменили политику в отношении невозвратных билетов, предоставив возможность в течение определенных сроков сдать проездной документ без штрафных санкций или изменить дату вылета. В попытке сохранить лояльность клиентов такой стратегии решили придерживаться "Аэрофлот", S7, "Победа" и прочие перевозчики. Вслед за этим компании начали вовсе отменять некоторые рейсы — загрузка на них оказалась критически низкой.
Скорректировала свою маршрутную сетку авиакомпания "Россия", которая сократила количество рейсов в Италию.
"11 и 13 марта отменены рейсы в Рим и Милан. Это связано с изменением порядка пересечения государственной границы этой страны (нерезидентов пускают только после обоснования необходимости въезда), а также с резким сокращением пассажиропотока. Потенциальные убытки еще оцениваются", — пояснил официальный представитель "России".
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) считает, что возможные потери авиаотрасли по всему миру составят $100 млрд. А британский авиаперевозчик Flybe напрямую назвал Covid–19 причиной, которая подтолкнула компанию к началу процедуры банкротства.
Специалисты Aviasales по просьбе "ДП" проанализировали ранние бронирования путешественников на предстоящие майские праздники и сравнили их с аналогичными в 2019 году. По данным экспертов, сильнее всего снизился интерес к Франции и Германии — на 25 и 12% соответственно.
"При этом спрос на Италию и Испанию у россиян остался, и даже есть 10%–ный рост. Однако, если говорить о петербуржцах, число поисковых запросов на билеты в Италию упало на 15%. А бронирование рейсов из России в Иран снизилось в 4 раза", — пояснили в компании.
Еще одна неприятность, поджидающая российских авиапассажиров, — удорожание полетов из–за ослабевшей национальной валюты. С сегодняшнего дня курс валют, установленный IATA для бронирования на международные рейсы, вырос в среднем на 10% — до 82 рублей за евро и 72,5 рубля за доллар.

Балтийское спокойствие

Наземные и морские международные перевозчики, связывающие Петербург с другими городами Балтийского региона, говорят о незначительном влиянии коронавирусного фактора. Общее число инфицированных вирусом Covid–19 граждан Эстонии, Финляндии, Швеции, Латвии и Литвы превышает 400 человек. В Петербурге врачи выявили один аналогичный случай.
Автобусная компания Lux Express, зафиксировавшая на одном из своих рейсов пассажира с коронавирусом в конце февраля, не почувствовала особого падения пассажиропотока. Также эстонские предприниматели не намерены менять условия возврата проездных документов.
"В Lux Express невозвратными являются только те билеты, которые были куплены по акциям, в остальных случаях можно либо вернуть деньги, либо поменять дату. Пока мы не планируем вводить практику стопроцентно возвратных билетов, но следим за ситуацией и рекомендациями со стороны властей тех стран, в которых работает компания", — пояснили в Lux Express.
Оператор автобусных маршрутов Ecolines говорит о снижении интереса к поездкам российских клиентов, но в компании связывают это прежде всего с ослабевшим рублем. По этой причине, уверен перевозчик, начал расти пассажиропоток со стороны граждан Эстонии — для них курсовая разница сделала поездки в Россию, наоборот, выгодными.
"Мы заметили, что мартовские праздники прошли без всплесков продаж. В среднем рост составил 10%, а мы ожидали 15–20%. Особенно сократилось число путешествующих родителей с детьми", — пояснили в пресс–службе Ecolines.
Паромно–круизная компания Moby SPL, планирующая вновь запустить маршрут на Балтике после вынужденного простоя в 2019 году, также говорит о незначительном снижении бронирования билетов в этом сезоне. Прежде всего отказы идут со стороны граждан тех стран, которым теперь на время запрещен въезд в Россию.
"Одновременно с этим высвобождающиеся каюты бронируются новыми пассажирами, — поясняют в компании. — В ближайшее время мы анонсируем более гибкие правила переноса времени туров".
Относительное спокойствие сохраняют и в Viking Line.
"Есть небольшое количество переносов групповых бронирований на более поздний период, — рассказала "ДП" вице–президент Viking Line по корпоративным коммуникациям Йоханна Бойер–Сванстрём. — Единственная категория пассажиров, которой мы лишились на 100%, — это группы туристов из Китая. Однако потеря не столь существенная, какой могла бы быть ввиду времени года. В январе–марте на Балтике для китайцев низкий сезон".