Межсубъектные постройки. Главные тендеры февраля

Автор фото: Ваганов Антон
Обновленный участок трассы "Скандинавия".

Новые правила не меняют статус–кво на дорогах, а тяга к риску требует внимательности. "ДП" всмотрелся в тендеры февраля.

Нормы новые, лица старые

Речь о реконструкции 35–километрового участка трассы от поселка Огоньки до поселка Кирпичное с 65–го по 100–й км (подэтап 2.3 этапа 2). Летом прошлого года АО "ВАД" без конкуренции выиграло контракт на еще один подэтап в рамках этого участка за 8 млрд рублей, а также на реконструкцию участка с 100–го по 134–й км от поселка Кирпичное до начала обхода Выборга. ВАД же занимались реконструкцией А–181 до Огоньков.
Одной из целей внесения изменений в закон о закупках было упрощение требований к потенциальным подрядчикам. Теперь участники торгов в первой части заявки выражают свое согласие с опубликованной проектной документацией, раньше же им приходилось указывать конкретные показатели на основании требований заказчика. Заказчики с помощью инструкции по заполнению заявки могли превратить этот процесс в разгадывание захватывающего ребуса, говорят участники рынка.
То, что аукцион прошел по–старому, никого не удивило. На протяжении долгого времени в закупках "Упрдора" не было конкуренции как таковой. В большинстве случаев до торгов доходил только один участник. Заказчики устанавливают квалификационные требования: для закупок дороже миллиарда рублей стоимость выполненных за последние 3 года работ — не менее 20% от начальной максимальной цены разыгрываемого контракта (НМЦК). То есть для НМЦК, равной 13,6 млрд рублей, это больше 2,7 млрд.
Помимо ВАД из петербургских подрядчиков в реконструкции "Скандинавии" мог поучаствовать только "АБЗ–Дорстрой", выполнявший работы по строительству участка набережной Макарова в Петербурге к ЧМ по футболу 2018 года.
В "Упрдоре" не считают отсутствие конкуренции на их торгах негативным явлением. "Участник закупки должен соответствовать предъявляемым заказчиком требованиям, обладать всеми необходимыми технологиями, парком техники и иметь в штате квалифицированных сотрудников, которые справятся с поставленными задачами. А почему те или иные дорожно–строительные организации не принимают участие в конкурсных процедурах — не заказчику отвечать", — прокомментировали в управлении.

Вверх по судебной лестнице

Жалоба на заключение госконтракта на строительство нового отделения экстренной медпомощи НИИ им. Джанелидзе, подписанного летом 2019 года с ООО "БалтИнвестСтрой", за 3,6 млрд (см. "ДП" № 93 от 26.06.2019) в феврале 2020–го продолжила движение по судебным инстанциям. Стройка при этом уже ведется. Как следует из картотеки арбитражных дел, Арбитражный суд Московского округа принял к производству кассационную жалобу петербургского ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (ФКСР).
Закупка сопровождалась заявлениями в ФАС. В апреле 2019–го в Федеральную антимонопольную службу России обратилось ООО "Современные монолитные конструкции" из Московской области (выручка в 2018–м — 358 млн рублей, реализует в Петербурге два госконтракта), которое оспаривало некоторые положения конкурсной документации. Ведомство пришло к выводу о нарушении закона о контрактной системе и выдало предписание об устранении нарушений. Однако в июне 2019–го госзаказчик — ФКСР — обратился в Арбитражный суд Москвы, обжалуя решение ФАС (ФКСР полагает, что ФАС не перечислила конкретные действия, которые необходимо произвести госзаказчику, и дала неверную оценку его действиям). Впрочем, Арбитражный суд Москвы не согласился с доводами фонда, полностью отказав петербургскому учреждению в удовлетворении требований. Апелляционная инстанция, куда пожаловался ФКСР, оставила в силе решение первой инстанции. И вот в феврале дело ушло в кассацию. Очередное заседание намечено на конец марта.

Пограничные состояния

Крупные по цене контракты в Ленинградской области касались социальной сферы. ООО "СтройАльфа–гипс" за 303,8 млн планирует построить общежитие (для педагогического колледжа) в Гатчине (НМЦК — 308,4 млн), а ООО "Строительная компания "Мегаполис" за 246,2 млн — амбулаторию во Всеволожском районе. В обоих случаях победителям пытались составить конкуренцию, однако соответствующими требованиям признали только одну заявку.
В "медицинском подряде" конкуренцию петербургской компании пыталась составить фирма, зарегистрированная в Москве, — ООО "Строймонолитсервис" предложило цену на миллион меньше победителя, но не справилось с документальной частью. Причина отклонения — непредоставление выписки из реестра СРО, выданной не раньше чем за месяц до окончания подачи заявок на участие в аукционе. При этом компания в СРО состоит. Возможно, подвела неопытность, так как заход на петербургский рынок — вообще первый опыт участия в госторгах. Любопытно, что у проигравшего ООО выше лимит по максимально возможной сумме для заключения контрактов (утверждается решением фирмы) — 3 млрд рублей (у более удачливого конкурента — 500 млн). Сумма господрядов ООО "СК Мегаполис" в 2019–м — 284,7 млн, самый крупный (на 183 млн) — от Управления строительства Ленобласти.
В начале февраля был заключен госконтракт на 611 млн рублей на строительство школы на 400 учеников во Всеволожском районе. Подрядчиком стало ООО "ДВК–Дорстрой" (выручка в 2018 году — 1,78 млрд). Помимо участия в торгах на строительство соцучреждений (в 2019–м получен контракт на возведение детсада в микрорайоне "Новый Оккервиль" за 327 млн) в 2018–м компания строила выезд из ЖК "Новое Мурино" к Муринской дороге. Власти Северной столицы заявляли, что выезд был устроен без их согласования. "Виновным лицам (заказчику и производителю работ) назначено наказание в виде административных штрафов на общую сумму 630 тыс. рублей", — сообщал комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
11 февраля комитет по промышленной политике заключил контракт на организацию экспозиции Петербурга и проведение мероприятий в рамках ПМЭФ–2020. Цена вопроса — 51 млн рублей. Подрядчик традиционный — ООО "ЭкспоФорум–Дизайн" (в 2019–м — 49,9 млн, в 2018–м — 47 млн). "Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее 15 календарных дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств", — значится в контракте.
Нарушения, допущенные при проведении конкурса на строительство отделения НИИ им. Джанелидзе, очевидные и распространенные. Суды неоднократно высказывались о недопустимости объединения в один лот работ по строительству и поставке функционально не связанных друг с другом товаров (мебели и медицинского оборудования). Поэтому шансы на удовлетворение кассационной жалобы минимальные. В то же время рассматриваемое дело примечательно по другой причине. Из данных портала госзакупок следует, что контракт на строительство объекта все–таки был заключен в июне 2019 года с ООО "Балтинвестстрой". Сделано это было по результатам все того же аукциона, исправленная документация которого была размещена на сайте в мае 2019 года. Однако она содержит все те же самые недостатки, которые ранее были выявлены ФАС. Отличие заключается лишь в том, что на этот раз аукционная документация не была оспорена заинтересованными лицами, а предыдущий податель жалобы, по всей видимости, утратил интерес к контракту. Очевидно, что фактическое игнорирование госзаказчиком предписаний ФАС, законность которых подтверждена в судебном порядке, не способствует развитию данного сектора экономики.
Дмитрий Сурчаков
Партнер Юридической Фирмы "Степачков И Сурчаков"
Сейчас рассматривается очередной пакет поправок в 44–ФЗ. Планировалось, что Госдума одобрит изменения еще осенью. Но обсуждения продолжаются, проходят совещания рабочих групп. Новое правительство критически оценило проект новаций, акцентируя внимание на достижении конечной цели — эффективного использования бюджетных средств. И это правильная позиция! Но ключевая проблема — за основу изменений все–таки приняли "прошлогодние результаты работы" Минфина России и ФАС России. Многие наверняка просмотрели проект — он состоит из более 200 листов, которые опять же предусматривают изменения процедурных вопросов. Справедливый вопрос: какие его нормы направлены на реализацию и достижение конечной цели закупок? В отсутствие четко разработанной концепции правового регулирования все предложенные и обсуждаемые изменения превращаются в "процедуру ради процедуры". 66 поправок в 44–ФЗ за 6 лет, более 300 подзаконных актов с учетом постоянно вносимых в них изменений. Смогли ли регулятор (Минфин России), контролер (ФАС России) решить поставленные задачи и достичь реальной цели закупок? А ведь они работают не первый месяц и даже не первый год в этой сфере!
Виталий Кикавец
Заместитель Заведующего Кафедрой Финансового Права Фгбоуво "Российский Государственный Университет Правосудия"