Рыба–мыс. Что может помешать проекту японского бюро Nikken Sekkei в Петербурге

Автор фото: пресс-служба ПАО "Газпром нефть"

"Газпром" подвел итоги архитектурного конкурса на застройку Охтинского мыса. Вариантам дома на ножках заказчик предпочел концепцию японского архитектурного бюро Nikken Sekkei. Практика показывает, что проект может весьма существенно измениться в ходе доработки российскими специалистами. А кроме того, необходимо еще заручиться согласованием КГА.

Комитет также может потребовать вынести проект на Градсовет (пока там говорят, что "информации о конкурсе в КГА не поступало").
К постройке предложены два соединенных стеклянных здания высотой 28 м. Большую часть помещений в них займут офисы "Газпром-нефти". Но сделан и реверанс в сторону горожан. В переходе между корпусами откроют обзорную площадку. На первом этаже предусмотрена "современная многофункциональная общественная зона" (с общепитом, выставочными и конференц–залами, спорткомплексом и "бытовыми сервисами"), а к Неве выйдет небольшой "общественный парк".
В победившей фирме называют свое детище "хрустальным кораблем" (что должно отсылать к морской истории России). По словам гендиректора компании "Газпром-нефть Восточно–Европейские проекты" Елены Илюхиной, японская концепция хороша тем, что "очень точно и деликатно решает задачу создания современного высокотехнологичного инновационного комплекса", а также зелеными галереями и вертикальным озеленением внутренних пространств. Проект "учитывает богатый исторический контекст Петербурга и района Охты, имеющиеся ограничения на участке и не затрагивает охраняемую территорию".
Японские зодчие обошли российские архитектурные бюро "Сергей Скуратов architects" и KOSMOS, немецкую Ingenhoven Architects (в консорциуме с ABD Architects), французскую компанию Valode&Pistre и фирмы MVRDV и UNStudio из Нидерландов.
Виды подобраны так, что судить о качестве архитектуры по ним можно с трудом, говорят собеседники "Делового Петербурга"."Очень хорошо, что ответственный участок застраивается по архитектурному конкурсу, тем более — по международному", — отметил в комментарии "ДП" вице–президент Санкт–Петербургского союза архитекторовСвятослав Гайкович. Но, по его мнению, среди участников могло бы быть больше российских зодчих и как минимум один архитектор мог бы быть из Петербурга.
Хотя законов на этот счет нет, "но существуют национальные традиции, должно быть равновесие между архитекторами и территорией, которая является предметом конкурса". Кроме того, есть правила Международного союза архитекторов (UIA), и хочется надеяться, что их, по крайней мере, принимали во внимание, говорит он.
Напомним, "Газпром" не сообщал ни о старте конкурса на застройку Охтинского мыса, ни о самом факте его проведения. Эта информация стала доступна широкой общественности после публикации "ДП". Состав участников также держался в секрете, причем даже те архитектурные бюро, которые в нем участвовали, не знали, с кем соревнуются, рассказывал "ДП" один из конкурсантов, архитектор Сергей Скуратов.
Гайкович считает, что "проект–победитель выглядит достойно". Он изящный и "демонстрирует удачные раскрытия на водные пространства". При этом "не очень понятна декларация того, что проект–победитель учитывает археологические требования и не затрагивает охраняемую территорию. "Хотелось бы в это верить, но пятно крепости Ниеншанц имеет пятиугольную форму и располагается практически на всем участке", — говорит Святослав Гайкович.
Для дальнейшего проектирования иностранной фирме–победителю нужно будет найти партнера в России, имеющего соответствующие допуски. Так происходило с другим проектом "Газпрома" — "Лахта Центром": его сначала проектировала RMJM во главе с главным архитектором Тони Кеттлом, а затем московская компания "Горпроект" под руководством Филиппа Никандрова, после постройки возник спор об авторстве.
Есть и совсем печальные примеры адаптации победивших на конкурсах иностранных проектов к российским реалиям — Мариинский театр.
Как всегда в таких случаях, подача в архитектурных конкурсах не позволяет понять, как в реальности будет выглядеть то или иное здание, прокомментировал "ДП" заслуженный архитектор России Максим Атаянц. Явный положительный момент — то, что высота здания укладывается в рамки окружающей застройки. "Невысокое здание — и слава богу. Ну и, конечно, остается проблема состояния и сохранности археологического памятника на этом месте", — добавил Максим Атаянц.
"Утверждение о том, что из пятна застройки исключены все территории объектов археологического наследия, представляется сомнительным: проектируемое здание накрывает большую часть участка, а из представленного проектного эскиза пока что не усматривается, что здание будет строиться на стилобатах", — поделился с "ДП" своим мнением юрист–градозащитник Павел Шапчиц.