Экспорт не слипнется? Российскую сахарную отрасль подкосили высокие урожаи

Автор фото: Архив ДП
Стоило стране забыть про страсти вокруг гречки, гремевшие несколько месяцев назад, как объявилась новая "бакалейная" напасть. Теперь в центре внимания — сахар. Пока потребители радуются низким ценам на полках магазинов, производители теряют прибыль, а некоторые заводы, оказавшись ниже уровня рентабельности, вынуждены останавливать линии. Временно или нет — пока неясно. Впрочем, это оказалось сюрпризом только для тех, кто не следил за положением дел в российском сельском хозяйстве. Аналитики рынка пищевой промышленности лишь разводят руками, произнося сакраментальное: "Мы же предупреждали".

Сельский вестник

Всему виной высокие урожаи сахарной свеклы. Тот самый случай, когда слишком хорошо — уже плохо. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), за последние 23 года Россия увеличила производство в 6 раз. Соответственно, продуктивность (сбор сахара с 1 га посевов свеклы) выросла в 5 раз и не думает падать.
Предвидя кризис перепроизводства, эксперты на протяжении последних нескольких лет призывали сократить посевы. В 2018–м казалось, что эти призывы были услышаны — площади слегка уменьшились, но спустя год все вернулось на круги своя. Результатом стал избыток сахара и катастрофическое падение оптовых цен. Из–за этого четыре (по другим данным пять) мелких завода по переработке сахарной свеклы вынуждены были объявить о том, что в сезоне 2020 / 2021 годов они работать не будут. Правда, эксперты отмечают, что совокупно они обеспечивали не более 2% общероссийского объема белого сахара, так что серьезного влияния на ситуацию в отрасли это не окажет. Более того, даже если количество остановленных предприятий достигнет 15 (таков на текущий момент самый пессимистический прогноз), это все равно не станет коренным переломом.
Рикошетом внутрироссийская ситуация ударила по Белоруссии, из которой мы все эти годы продолжали импортировать сахар. Параллельно с этим к минским соседям в 2018 году отправилось 154 тыс. т сахара, что чуть меньше половины всего объема экспорта. Очевидная экономическая нелепость таких схем компенсировалась политической целесообразностью (или хотя бы декларированием оной). Пытаясь подстроиться под новую ценовую политику, директора белорусских государственных заводов заигрались в оптимизацию и попали под горячую руку Александра Лукашенко. Люди оказались во вполне реальной тюрьме.

Многовато будет

"Невский сахар", основное петербургское предприятие, работающее в отрасли, переработкой сахарной свеклы не занимается. Его основная продукция — различные бренды кускового и колотого сахара. Предоставить оперативный комментарий корреспонденту "ДП" на предприятии не смогли. Однако дали понять, что до Петербурга волны отраслевого кризиса пока не докатываются. Падение цен на внутреннем рынке для "Невского сахара" скорее выгодно.
Куда больший интерес происходящее должно вызывать у владельцев портовых терминалов, через которые идет экспорт. Согласно заявлениям Минсельхоза, именно наращивание объемов внешней торговли должно помочь избавиться от излишков и стабилизировать ситуацию в отрасли. Однако и здесь все не так просто, как хотелось бы.
Арифметика российского сахарного экспорта довольно проста. По предварительным оценкам, в нынешнем сезоне отрасль произведет более 7,7 млн т продукции. Плюс около 0,2 млн т составит импорт. Также за последние годы изобилия на складах скопилось порядка 0,5 млн т излишков.
Все это ставит страну перед необходимостью продать на внешнем рынке около 2,5 млн т, притом что потенциал относительно комфортного экспорта оценивается от полумиллиона до 1,1 млн т. Все, что выше, эксперты называют серьезным вызовом для отрасли.

Море зовет

Проблема в том, что экспортных маршрутов для отечественного сахара критически не хватает. Нашими основными покупателями всегда были бывшие республики СССР, а также Афганистан, Монголия, КНДР и Сербия. Ворваться на рынок Евросоюза, США, Китая или Японии мешало то, что там велик объем собственного производства, а правительства большинства стран исповедуют довольно жесткий протекционизм. Теперь по тому же пути пошли вчерашние партнеры. К примеру, Узбекистан, который в прошлом сезоне закупил 111,3 тыс. т российского сахара, а с 1 января 2019 года внезапно выставил на него фактически заградительный размер НДС 20%.
Выход эксперты рынка видят в развитии морских контейнерных перевозок. Пока сахарный экспорт привязан к железнодорожному и автомобильному сообщению, о серьезном наращивании его объемов говорить не приходится.
В этом контексте очень показателен пример Украины. Ее сахарная отрасль в известной степени является зеркальным отражением российской и несколько лет назад столкнулась с аналогичными проблемами.
Украинцы, которые до 2015 года морским экспортом сахара не занимались вообще, сумели справиться с переориентированием всего за пару сезонов. Была доработана экспортная инфраструктура, улучшено конечное качество товара и упаковки, оформлены все необходимые сертификаты.
В результате украинский экспорт расцвел новыми красками. В общем, России есть чему поучиться. Если, конечно, захотеть.
Внутренний баланс сахара России и стран ЕАЭС может нормализоваться минимум за 2 года. А если не сократим посевы свеклы, то еще больше. По многим товарам, включая сахар, мы могли бы экспортировать гораздо больше. Если бы у нас была лучше развита логистика морского экспорта в контейнерах. Если бы вывозить через Новороссийск и Петербург было проще, быстрее и дешевле. Но предэкспортная инфраструктура сильно хромает. Пропускная способность терминалов невысока, а издержки очень высоки. Увы, очень многие вопросы лежат за пределами отрасли. Не сахарные заводы же должны портовые терминалы строить и разруливать всяческие межведомственные вопросы.
Евгений Иванов
Старший Эксперт По Сахарному Рынку Института Конъюнктуры Аграрного Рынка
Комфортный уровень оптовых цен находится выше отметки 28 рублей за килограмм. Сейчас же оптовые цены опустились до уровня 20,5 рубля и могут продолжить снижение. Чтобы была ясна динамика цен, краткая справка: в июне 2016 года наблюдался локальный максимум 45,1 рубля за килограмм. В июне 2018–го цены упали уже до 32,8 рубля за килограмм, и именно тогда производители впервые заговорили о перепроизводстве и возможном сокращении посевных площадей. В июне 2019 года цены упали до 26,9 рубля за килограмм, и масштабы проблемы стали уже очевидны. А сейчас цены опустились до пятилетнего минимума, и сокращать площади посева сахарной свеклы придется уже наверняка — Минсельхоз открыто заявляет, что на 15%.
Алексей Коренев
Аналитик ГК "ФИНАМ"