Паркинг напоказ. Почему второстепенные строения все чаще выносят на лицевой фронт

Автор фото: Анастасия Кузнецова
Уличный фронт застройки всегда считался одним из важнейших градостроительных элементов. Это лицо города, а потому его второе название — лицевой фронт. Но в последнее время отношение меняется и на улицу часто выносят коробки паркингов, а жилые дома прячут во дворах.
Раньше к паркингам относились как к техническим сооружениям, а потому прятали от глаз под землей или во дворе. Есть два примера дореволюционных паркингов, оба построил Карл–Людвиг Крюммель. Один расположился во дворе костела Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке, 5, другой — во дворе дома №9/3 по Дивенской улице.

Многоуровневая идея

В новейшей истории к идее выносить паркинги на уличный фронт подходили аккуратно. Один из первых появился в самом сердце Петербурга, в Волынском переулке, 3а. Его спроектировало ООО "Архитектурная мастерская Мамошина". Здание выполнено в духе северного модерна, и с первого взгляда не все способны угадать, что это дом для машин, а не бизнес–центр.
Петербуржцам архитектура скорее нравится: по данным проекта "Архрейтинг", здание получило почти 70% положительных оценок.
"В историческом центре в настоящее время существуют только два паркинга: наш паркинг, который я сделал еще в прошлом веке (речь о Волынском переулке. — Ред.), и паркинг в районе Смольного. Такие паркинги надо строить, как они строились весь XX век у наших скандинавских соседей. Они научились совмещать эти паркинги с бизнес–центрами, с торговыми центрами. Собственно, и наш паркинг в Волынском имеет верхние этажи, которые являют собой бизнес–центр класса A", — рассказал "ДП" Михаил Мамошин.
Предпринимались попытки оборудовать паркинги внутри доходных домов. В 2012 году комитет по транспортно–транзитной политике (позднее его слили с КРТИ) составил список из 18 расселенных зданий, которые власти хотели предложить инвесторам для создания многоуровневых стоянок. В него вошли дома на Большом проспекте П. С., 28; улице Блохина, 6/3; 9–й линии В. О., 46; Большой Подьяческой улице, 24/63, и другие. Но дальше намерений дело не продвинулось.
Об одном из этих домов — на улице Блохина — повторно вспомнили в 2015 году, когда рассматривалась идея переустройства Александровского парка с изгнанием оттуда и с соседних дорог припаркованных автомобилей: губернатор Георгий Полтавченко лично поручил подчиненным проработать идею размещения в окрестностях альтернативных машино–мест. Тогда КГА предлагал оставить от строения только фасад. Но и эту идею позабыли, а в декабре 2019 года дом и вовсе продали с торгов.

Не по собственному желанию

Но если это были точечные проекты, то при комплексной застройке мода ставить паркинги вдоль улиц стала повальной. Например, почти вся восточная сторона Военной улицы рядом с Московским вокзалом состоит из цветных коробов паркингов, построенных ЛенСпецСМУ (группа "Эталон") в составе жилого комплекса авторства ООО "Евгений Герасимов и партнеры". Сам Герасимов ранее признавался, что весь этот комплекс "не очень высокого класса", а задача при проектировании заключалась в том, чтобы "найти каждому свой рисунок фасада".
Коробками от Суздальского шоссе закрыл свой жилой комплекс и холдинг "ЮИТ". Первый паркинг был сдан в 2016 году, второй — в 2019–м. Идею такого размещения, как и в целом всю концепцию квартала между Суздальским шоссе и Новоорловским заказником, разработал испанский архитектор Рикардо Бофилл.
В конце 2019 года был сдан жилой комплекс от "Полис групп", расположенный на Плесецкой улице, 10–12, в Каменке. Вдоль улицы был размещен паркинг. Его проект делало ООО "Росси строй проект". Гендиректор компании Максим Захаренков рассказал "ДП", что посадка здания паркинга зависела в первую очередь от возможностей и конфигурации земельного участка и требований заказчика.
По словам собеседника, задача проектировщика — нивелировать возможный негативный эффект: "В первую очередь нужно играть архитектурой, чтобы паркинг смотрелся, например, как административное здание. Кроме того, можно играть цветовыми решениями". Важен и район: то, что недопустимо в центре, разрешается в поле, где и возведен этот комплекс, уверен Захаренков.
В случае с паркингом на Фермском шоссе, 18–20, возле Удельного парка, виной такого расположения стал несовершенный проект планировки квартала, в соответствии с которым нарезались земельные участки, рассказала "ДП" совладелица ООО "СМ–проект" Светлана Никольская.
"Естественно, такие объекты архитекторы пытаются спрятать. Это вынужденное решение, когда мы паркинг выставляем на красную линию улицы. Что касается Фермского, то там была очень сложная ситуация. Участки были сформированы крайне странной конфигурации. Один из них имел ширину 18 метров, и кроме как автостоянку там вообще ничего нельзя было расположить", — пояснила Никольская. Застройщику ЗАО "Строительный трест" предстояло либо поставить там стоянку, либо использовать "под "зеленку", то есть, в понимании девелоперов, потерять кусок земли.
На намывных территориях появился уникальный паркинг. Seven Suns Development возводила его как "многоэтажную автостоянку со встроенно–пристроенными помещениями". Собственно паркинг там занимает малую часть 20–этажного объема — секцию из семи этажей, выходящую на площадь Европы; остальное отдано под апартаменты. Здание, спроектированное ООО "Студио–АММ", получило запоминающийся образ в виде океанского круизного лайнера.

Целенаправленная политика

Смольный тоже поощряет парковочную судьбу уличного фронта. Земли вдоль магистралей часто выставляют на торги именно под многоэтажные стоянки. Например, две такие сейчас строятся вдоль Мебельной улицы между Лыжным переулком и Туристской улицей.
Бывает и иной эффект. В свое время город разрешил ООО "Скит" построить паркинг на Дунайском проспекте, 27. В реальности там появилось крохотное сооружение, которое, если верить жителям, никогда не использовалось. А в 2016 году ООО "Геотехника" заменило его торговым комплексом "Дунай" с открытой автостоянкой.
Никто не отменял такие традиционные для градостроительства и архитектуры составляющие, как фронт застройки и красота даже скромных построек, уверен заслуженный художник России, бывший главный художник Петербурга Иван Уралов.
"Выносить объекты второстепенного значения и такого функционального назначения на фасад улицы неправильно. Представьте себе, что в старом городе какие–нибудь гаражи выходили бы на первый план. Ну это неверно. Очевидно, что этот вопрос толком не решен и нужно какое–то менее примитивное, более обдуманное, более глубокое решение, каким образом размещать автомобили", — поделился с "ДП" своим взглядом на ситуацию Уралов.
Эксперт считает, что для городской ткани безболезненны два варианта стоянок — открытые и заглубленные с эксплуатируемыми кровлями, на которых можно создавать рекреационные зоны.
"Рассуждать на эту тему можно сколь угодно много. Но первое и самое главное то, что негоже создавать город, у которого лицо обезображено, а улица — это, конечно, лицо города", — говорит Уралов.