Поголовье малого. Большой брат позаботится о бизнесе

Автор фото: Интерпресс

В Счетной палате РФ, проанализировав государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса, пришли к выводу, что они неэффективны, и посоветовали их пересмотреть. В то же время за малый бизнес взялись крупные компании и корпорации. С субъектами МСП сотрудничают Ozon, X5 Retail Group, AliExpress и другие. Это им выгодно: партнерство позволяет быстрее масштабировать крупный бизнес.

Число занятых в сфере МСП продолжает сокращаться с 2017 года, в целом по России это 18,9–19,3 млн человек. Количество субъектов МСП не меняется, сохраняясь на уровне 5,5–6 млн, при снижении количества средних предприятий с 20,4 тыс. до 16,7 тыс. Заложенная в указе президента РФ 2016 года цель по росту числа занятых в секторе МСП до 20 млн человек к 2018 году не достигнута и в 2019–м. По плану к 2024 году по стране занятых в этом секторе экономики должно быть 25 млн человек. Впрочем, и этот рубеж тоже может остаться непреодоленным.
Согласно отчету Счетной палаты РФ показатели деятельности субъектов МСП в 2014–2018 годах имели разнонаправленное изменение, что не позволяет однозначно оценить результативность оказанной поддержки, а некоторые компании, получившие помощь, затем прекратили свою деятельность. Кредитный портфель субъектов МСП в 2015–2017 годах имел отрицательную динамику, в 2018–м этот показатель вырос на 44,9 млрд рублей, до 4 214,8 млрд, что на 902,0 млрд меньше, чем в 2015–м.
"Вследствие этого установленный Стратегией развития МСП показатель демонстрировал отрицательную динамику последние 4 года. Предварительные данные по кредитному портфелю юридических лиц, ИП и субъектов МСП на 1 сентября 2019 года позволяют сделать вывод, что существует значительная вероятность недостижения целевого рубежа 20% по итогам 2020 года", — сообщают в Счетной палате.
По мнению аудиторов Счетной палаты, плановые показатели по национальному проекту так и не будут достигнуты в связи с тем, что сами получатели господдержки не заинтересованы в достижении целей развития МСП, а именно роста численности занятых в данной сфере граждан и доли малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Тысячи "потому"

Экс–председатель городской ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков считает, что программа оказалась неэффективна, потому что в существующей экономической ситуации страдает больше всего именно малый бизнес, а крупный продолжает наращивать обороты. "Лучше всего это видно именно в ретейле. Малый постепенно уходит и банкротится, сетевые игроки на этом и поддерживают приличный уровень своих доходов", — считает он.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов говорит, что нынешняя программа поддержки МСП далека от совершенства. Предприниматели нуждаются в базе для создания бизнеса. "Без серьезной поддержки выйти на рынок очень сложно: не имея начального капитала, нельзя даже арендовать помещение. Кроме того, предпринимателям на первых этапах работы остро нужна помощь в организации бухучета, консультациях юристов — этого пока недостаточно в программе господдержки", — считает он. Большая часть средств идет не на решение конкретных проблем, а на обучение и мастер–классы. Что касается нового направления по поддержке экспортеров, это, безусловно, правильная инициатива, но без базы начинающий предприниматель никогда им не воспользуется, потому что попросту не сможет нарастить объемы, необходимые для экспорта.

И сказали крохе…

Пока государство с малым бизнесом не справляется, за него взялись крупные компании — многие усиливают и активно развивают самые разные программы поддержки МСП. Малый бизнес сегодня не в лучшей форме, казалось бы, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Однако в большинстве компаний отмечают, что сотрудничество с малым бизнесом может быть взаимовыгодным.
X5 Retail Group заключила соглашение о поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы и субъектов МСП. Документ подписан также госкорпорацией развития ВЭБ.РФ, банком "ДОМ.РФ" и федеральной корпорацией по развитию МСП. В планах — развитие финансовой и лизинговой поддержки субъектов МСП, стимулирование производства объектов нестационарной и мобильной торговли, конкретно Х5 планирует консультировать предпринимателей и рассматривать предложенные объекты недвижимости для открытия магазинов и коммерческие идеи.
В компании "ДП" рассказали, что Х5 давно сотрудничает с небольшими региональными производителями как по поставкам их продукции в свои магазины, так и по программе субаренды. "Для нас это возможность расширить локальный ассортимент и спектр услуг, получаемых в одном месте, а для наших партнеров — расширить канал сбыта продукции или получить стабильный покупательский трафик при умеренных инвестициях. Таким образом, за счет синергетического эффекта крупный федеральный и малый бизнес могут добиться максимальных результатов", — отмечают в Х5.

Главное — ноги

Другой пример удачного сотрудничества малого и крупного бизнеса — проект Ozon. В декабре 2019–го компания анонсировала запуск логистического маркетплейса, подключаясь к которому можно открывать пункты выдачи заказов, устанавливать постаматы и доставлять заказы клиентам. "Предприниматели, которые хотят открыть такой пункт, должны иметь возможность инкассации денежных средств, доступ в интернет, кассовый аппарат, компьютер или ноутбук. Чтобы установить постамат, нужны лишь 1 м2 коммерческой площади, розетка и открытый доступ для покупателей. Эти же партнеры могут оказывать курьерские услуги при наличии у себя допресурсов — курьеров в штате или, например, автомобиля для развоза посылок клиентам", — рассказали "ДП" в Ozon.
Также для поддержки партнеров в первые 3 месяца Ozon предусматривает двойную ставку вознаграждения за каждый выданный заказ и гарантирует "защиту от конкуренции" — в радиусе от 500 до 1000 м Ozon не откроет других точек выдачи. Такие условия, по мнению представителей компании, стимулируют развитие малого и среднего бизнеса по всей стране, помогая предпринимателям начать бизнес в новом сегменте.
В компании отмечают, что партнерство с малым и средним бизнесом позволяет крупным компаниям быстрее масштабироваться, особенно в регионах: локальные предприниматели лучше понимают специфику и особенности своего рынка. "Агент по открытию точки выдачи заказов знает ежедневные маршруты жителей своего города, основные локации и время их посещения — это позволяет ему определить лучшее место для открытия точки. У федерального игрока преимущества в виде бытовых знаний о населенном пункте обычно нет", — говорят в Ozon.
При этом многие компании делают ставку именно на регионы, а доля российского e–commerce пока не превышает 6%, хотя это самый быстрорастущий сегмент ретейла — ежегодно он прибавляет 20–30%, и потенциал для его развития сосредоточен именно в регионах, где для покупателя в обычном магазине чаще всего ограничен ассортимент, а для локального продавца — география сбыта товаров из–за дорогой логистики. Развивать такую структуру по всей России своими силами долго и неэффективно, поэтому в Ozon и устроили логистический маркетплейс.
"Формат позволяет запускать курьерскую доставку и наращивать число точек выдачи заказов в населенных пунктах любого размера, а малому и среднему бизнесу развиваться за счет оказания услуг крупному игроку", — отмечают в компании.

"Подсадить" на свою платформу

AliExpress летом прошлого года объявил о запуске в России программы по работе с малым и средним бизнесом в регионах, а на днях планирует снизить комиссию для бизнесменов из России. В компании говорят, что такова необходимость для становления их бизнеса в нашей стране, возможность привлечь на свою платформу как можно больше компаний: "В наших силах и интересах перераспределять существующий трафик на локальных продавцов, помогать им развиваться. Кроме того, один из наших акционеров, компания Mail.ru Group, владеет социальной сетью "ВКонтакте". На ее базе уже открыто множество небольших компаний. Если мы добавим их к себе на площадку, то дадим им возможность продавать гораздо большему количеству покупателей".
Компания также поделилась с "ДП" планами — поисковая выдача товаров будет сортироваться в зависимости от того, насколько близко продавец находится к покупателю.
В целом в AliExpress отмечают, что мировая бизнес–практика уже наработала многолетний опыт сотрудничества крупного и малого бизнеса: "Наша история начиналась с площадки Taobao, основой которой является местный малый и средний бизнес. Сейчас это крупнейшая мировая онлайн–площадка по продаже бытовых товаров".
Анна Серпер, Дарья Зайцева
Тенденция поддержки МСП крупным бизнесом, очевидно, связана с желанием сократить затраты последнего на RND (новые разработки), необходимые компании. Разработки инноваций внутри крупных концернов запредельно дороги из–за высоких накладных расходов. То есть крупный бизнес, вкладываясь в стартапы, дает малому бизнесу необходимые кадровые, идейные и финансовые ресурсы с целью получить в дальнейшем продукт, владение которым будет совместным или всецело перейдет к инвестору. Здесь работает подписанное сторонами соглашение об интеллектуальной собственности. Ведет ли это к развитию малого бизнеса и увеличению количества рабочих мест? Скорее всего. Однако надо понимать, что это временное явление. Как только стартап начнет представлять угрозу крупному бизнесу в качестве конкурента или рост инвестиций будет выше полученного результата, сотрудничество прекратится и МСП придется существовать на рынке обособленно. А сокращение инвестиций ведет к сокращению штата. Поэтому на эффективность такой поддержки нужно смотреть через довольно большой период времени. Программа господдержки МСП, стартовавшая в 2015 году, к сожалению, пока не способна уравновесить неблагополучную экономическую ситуацию в стране, обусловленную в том числе и многими внешними факторами.
Татьяна Дроздова
Эксперт по развитию бизнеса и продаж промышленного сектора b2b–рынка
МСП вносят огромный вклад в экономику, дают рабочие места, обеспечивают население товарами и услугами, несмотря на небольшой оборот малого и среднего бизнеса, он более гибкий, умеет приспосабливаться к изменениям, хотя не всегда устойчив в кризис. Так, за прошедший год в Петербурге закрылось около 40 тыс. малых предприятий, которые давали городу порядка 60 тыс. рабочих мест. Но не все предприятия закрылись бесследно, многие малые расширились до среднего бизнеса, и их сотрудники не остались без работы, это позитивный тренд.
Павел Сигал
первый вице–президент "Опоры России"
Работа ВЭБ.РФ и X5 Retail Group в рамках соглашения будет выстроена с целью создания комфортных пространств для населения с привлечением бизнеса, заинтересованного в сотрудничестве с торговыми сетями компании. Чтобы получить поддержку, субъекту МСП — сельхозтоваропроизводителю нужно ознакомиться с требованиями к поставщикам, оценить соответствие предъявляемым требованиям и направить информацию в адрес корпорации МСП или в центр компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.
Пресс–служба ВЭБ.РФ

В контексте

Уменьшение количества субъектов МСП связано еще и с тем, что компании просто перестали быть малым бизнесом. Расширились. Правда, по всей стране их единицы, а закрывшихся компаний все больше и больше. В 2019–м таблички Closed повесили на свои двери более 400 заведений общепита Петербурга.
После принятия закона о хостелах в Петербурге с 1 октября и до конца 2019 года закрылось около 400 отелей, что составляет почти 1 / 3 номерного фонда города. Что же говорят по этому поводу предприниматели? Молодые и юные считают, что даже финансовая поддержка не нужна, важнее было бы в городе предоставлять помещения и организовывать инфраструктуру для реального производства. Те, кто крутится в городской бизнес–среде не первый год, убеждены, что со стороны петербургских властей действует слишком много запретов, то есть административное давление уж больно высокое. Песня не нова.
А может, дело все–таки в том, что граждане просто не готовы отвечать за свой бизнес? Для многих предпринимательство остается лишь мечтой, а идеи зависают на стадии обдумывания. Типаж Обломова уж очень близок нам. Даже в исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) отмечается, что только 5,5 % трудоспособного населения страны занимались бизнесом. По показателю ранней предпринимательской активности Россия опередила Кипр, Италию, Германию, Польшу, Японию, но существенно отстает от Великобритании, США, Канады и даже Турции.
Жители стран БРИКС, например, гораздо чаще принимают решение запустить свой бизнес: в Бразилии — 17,9 % населения, в Индии — 11,4 %, а в Китае — 10,4 %. По данным hh.ru, чаще всего начинающие предприниматели сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств, им мешает административное давление и 21 % опрошенных признают несостоятельность своих идей. «Моральную поддержку» бизнесу оказывают и местные жители.
За 2019 год в Северной столице Роспотребнадзор провел 2722 проверки, что на 7 % больше, чем годом ранее. Около 90 % из них происходят по следам жалоб населения на нарушения бизнеса в сфере защиты прав потребителей. Чаще всего жалуются на предприятия в сфере оказания услуг — было проведено 693 проверки. В 2019–м потребители обращались и в другие контролирующие органы, например, в ГЖИ по Санкт–Петербургу было подано 3665 обращений по вопросам незаконной перепланировки. Наверное, и вечно недовольный «сосед Обломов», который может в любой момент кликом в интернете закрыть твое кафе или магазин, тоже фактор в принятии решения становиться «акулой» хоть малого бизнеса, хоть большого.
Дарья Зайцева