Кому землю? Новые правила предоставления участков заинтересуют регионы

Автор фото: Сергей Ермохин

Новые правила предоставления компенсационных участков, разрабатываемые в Минстрое, в первую очередь заинтересуют компании из регионов.

На федеральном портале проектов НПА размещен проект постановления правительства РФ "О порядке предоставления в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 396 ЗК РФ земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ". Речь о предоставлении такого участка в соответствии с распоряжением главы субъекта застройщику, который будет достраивать объект девелопера–банкрота и исполнять за него обязательства перед дольщиками, включенными в реестр пострадавших граждан. Как отмечают юристы, главная особенность нового порядка — возможность предоставления участка без торгов (сейчас это запрещено), только на основании соглашения между субъектом и застройщиком с перечнем обязательств по завершению строительства и исполнению обязательств перед "обманутыми дольщиками". Публичное обсуждение проекта продлится до 17 марта. В случае его принятия документ будет действовать до 1 января 2022 года.
Достройка проблемных объектов местных девелоперов сегодня не очень интересует. Участники рынка сетуют, что проблем (включая общение с нервными дольщиками) больше, чем прибыли, а маржа минимальна. Кроме того, у действующих застройщиков уже сформированы крупные земельные банки с просчитанными проектами и экономикой.
Новый порядок позволит привлечь региональных игроков, которые без больших денег и связей не могут купить участки на рынке. Так в Петербург пришла компания Glorax Development. "Мы взяли на себя обязательства по достройке трех проблемных объектов, не реализованных "Чесма–Инвест". Дома на Костромском и Гражданском пр., Будапештской ул. были возведены с нуля на месте долгостроев. Мы повысили класс жилья, возвели современные комплексы с собственной инфраструктурой. Взамен получили репутацию застройщика, который не боится сложных проектов и умеет исполнять свои обязательства", — отмечает Дмитрий Коновалов, управляющий партнер компании.
"Любые изменения, нацеленные на упрощение процедуры получения проблемных объектов и работу с ними, помогают конструктивному развитию ситуации. Механизм их передачи на достройку, помощь в максимально быстром урегулировании юрвопросов, максимально простом порядке оформления документов выгодна всем — и застройщику, и дольщикам, и властям. Процедуру нужно делать простой и работающей", — полагает Екатерина Тейдер, руководитель направления девелопмента Becar Asset Management. Впрочем, по мнению Андрея Кугия, управляющего партнера маркетплейса недвижимости "М2Маркет", оптимальным форматом был бы тендер. "Органы власти сами проводят всю подготовительную работу по недострою, определяют объем бедствия или нагрузку на проект от обманутых дольщиков и далее выносят проект на тендер, причем в случае, если в проблемном ЖК объем непроданных квартир не позволяет достроить проект, то в лоте должен быть предусмотрен компенсационный участок, на котором девелопер сможет отбить свои затраты", — считает он.