Есть что улучшать. О регулировании больших данных

Минкомсвязи планирует сегодня обсудить с бизнес–сообществом законопроект о регулировании больших данных.

В текущей редакции документ вообще не включает ни количественных, ни качественных характеристик больших данных. Предложенное определение слишком общо: по сути, под него подпадает любая деятельность с информацией. Например, список контактов в телефоне. Поделились номером — приняли участие в обороте больших данных. Думаю, что государство просто хочет получить доступ к данным, которые крупные компании собирают о пользователях, и это подается под соусом "регулирования".
Принятие любого непонятного закона всегда плохо влияет на бизнес: придется готовить особую инфраструктуру и нести дополнительные затраты. Для того же ретейла собирать данные о том, кто какие товары покупает, — естественное продолжение бизнеса. Ненормальная модель — получать доступ к тому, что пользователь не хочет разглашать. С другой стороны, если не хотите, не пользуйтесь девайсами. Цукерберг, например, заклеил камеру и микрофон ноутбука.
По итогам 2019 года рынок данных в России оценивался в 45 млрд рублей, прогноз к 2024–му — 100 млрд. Оценка стоимости данных напрямую скоррелирована с покупательной способностью того, кому они принадлежат. Если человек, условно, готов купить машину за 1 млн рублей, то данные о нем стоят существенно ниже, чем о человеке, который хочет купить за 1 млн евро.
Важный аспект — возможность удаления персональных данных из публичного доступа по требованию пользователя. Эта практика у нас уже есть, но, к сожалению, Роскомнадзор очень вольно принимает решения на этот счет.
Так что в подготовленном Минкомсвязи законопроекте точно есть что улучшать.
Алексей Чернобровов, консультант по Data Science