Двигатели рынка. Как изменились места в топ-20 ведущих автодилеров Петербурга

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Продажи 20 крупнейших автомобильных дилеров Петербурга по итогам прошлого года сократились на 2%. Падение ключевых показателей ведущих компаний оказалось ниже, чем на рынке в целом, выяснили в аналитическом агентстве "Auto-Dealer-СПб".

Как сообщили авторы исследования, самое большое снижение продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей зафиксировано у двух холдингов, причисляемых к тройке лидеров авторынка Петербурга. Речь идет о ГК "РОЛЬФ" (-12% по сравнению с 2018 годом), а также ГК "Максимум" (-14,6%). Таким образом, "РОЛЬФ" остался на первом месте, "Максимум" переместился на третью строчку.
На второе место в рейтинге поднялся холдинг "Аларм-Моторс", годом ранее располагавшийся на четвертой строчке. Взлет "Аларм-Моторс" вытеснил "Мега-Авто" из топ-3. Из 20 самых крупных игроков исчезли "Автополе" и Major. Вместо них появились "Авангард" (+59,2%), поднявшийся сразу на 16-ю строчку, и ОАК-РРТ (+20,7%). Оба холдинга наряду с Петровским автоцентром (+22,5%) и Лада-Центром (+17,8%) показывают лучшую динамику роста продаж. Подробнее обо всех изменениях — в инфографике dp.ru.
"Продажи 20 ведущих холдингов в прошлом году падали медленнее петербургского рынка, который сократился на 4%. Драйверами стали те дилеры, которые реструктурировали или расширили свой портфель брендов. Например, "Аларм-Моторс" был вынужден заполнять площади после ухода Ford с рынка легковых автомобилей, а ОАК-РРТ и "Авангард" добавили бренды из массового сегмента", — подчеркнул генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
"Уже в начале II квартала прошлого года мы стали фиксировать негативные тенденции на автомобильном рынке: постепенное снижение спроса на новые автомобили сопровождалось сильным падением маржинальности сделок, которое могло сделать экономику дилерского предприятия убыточной. В связи с этим мы приняли решение акцентировать внимание не на количестве сделок по продажам, а на эффективности каждой сделки. При этом мы смогли вовремя оптимизировать наполнение складов новых автомобилей, тем самым избежав избытка складских запасов "на входе" в период спада рынка. Таким образом, мы сознательно пошли на небольшое сокращение своей доли на рынке, при этом понимая, что "РОЛЬФ" сохранит лидерство в регионе более чем с двукратным отрывом от ближайшего преследователя", — прокомментировал результаты исследования директор по развитию компании "РОЛЬФ" Владимир Мирошников.
По информации агентства "Auto-Dealer-СПб", всего в 2019 году топ-20 ведущих автохолдингов Петербурга реализовали 126,9 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2% меньше, чем в 2018-м. Несмотря на сокращение общего объема реализации, доля крупнейших дилеров увеличилась с 80,7% до 82,6%.
Доля рынка крупнейших автодилеров Петербурга
Источник: Auto-Dealer-СПб
По словам Михаила Чаплыгина, в наступившем году процесс перераспределения мест продолжится, учитывая, что в 2020 году уже произошло важное событие для автомобильного рынка города — группа "Мега-Авто" приняла решение реструктурировать свой портфель. В начале февраля в "Мега-Авто" заявили о продаже 10 салонов из 15, включая все за пределами города. Потенциальные покупатели активов уже найдены, говорили в компании.
"В результате она может оказаться во второй десятке рейтинга по итогам нынешнего года, тогда как ОАК-РРТ — основной бенефициар в этом проекте, — наоборот, поднимется ближе к пятерке лидеров", — прогнозирует эксперт.
"Сделка позволит нам увеличить общую долю продаж до 30% от общего объема реализации автомобилей в Мурманске. В Петербурге мы рассчитываем нарастить ее до 11,5–12%", — ранее пояснил управляющий ОАК-РРТ Сергей Новосельский.
В сделке по продаже активов "Мега-Авто" участвует банк "Санкт-Петербург", который будет "структурировать процедуру реорганизации" компании-продавца, отмечалось в сообщении холдинга. Опрошенные "ДП" эксперты предполагали, что продажа части активов автодилера была вызвана требованием банка погасить кредит. Сумма сделки оценивается аналитиками в 3–3,5 млрд рублей.
Как сообщал "ДП", на фоне падения продаж автокредитование показывает рекордные результаты. За минувший год было зарегистрировано наибольшее за 7 лет количество автомобилей, проданных в кредит (11,9%). В Петербурге схема покупки машины с помощью заемных средств продемонстрировала годовой рост на 5,5%.