Вопреки трендам. На рынке смартфонов в России сменились лидеры и привычки покупателей

Алена Марченко, фото: vostock-photo

В России на фоне спада мирового рынка продали рекордные 32,9 млн смартфонов – это максимум с 2014 года. Попавший под санкции Huawei впервые потеснил Samsung, но самый популярный телефон – у корейского бренда. Россияне стали реже менять смартфоны и выбирать максимальные комплектации гаджетов по сходной цене.

Huawei заняла ведущую позицию по поставкам на российском рынке смартфонов в IV квартале и обогнала Samsung по итогам 2019 года, подсчитали в IDC. На мировом рынке, напротив, южнокорейскому IT-гиганту удалось удержать лидерство на фоне торговой войны США и Китая.
Отличает Россию и спрос на смартфоны: минувший год оказался рекордным в деньгах и объемах продаж. На глобальном рынке продажи смартфонов сократились впервые с 2008 года. Незамеченной для России прошло еще одно событие прошлого года – появление рынка гибких смартфонов (планшетофоны Samsung Galaxy Fold и Huawei Mate X, а также "раскладушки" Galaxy Z Flip и Motorola Razr). Strategy Analytics зафиксировали первый миллион проданных гаджетов.
Еще одним новшеством 2019 года стало резкое увеличение как числа камер смартфонов (первым "пятиглазым" стал Nokia 9 PureView), так и мегапикселей в матрицах флагманских моделей. В России, как и в мире, продажи камерофонов выросли в среднем на треть.
Еще одним глобальным трендом, характерным и для рынка РФ, стал долгий жизненный цикл смартфонов, а также растущая популярность восстановленных гаджетов, телефонов с рук и программ trade-in. В итоге покупатели в России, в частности и в Петербурге, готовы больше тратить на среднебюджетные смартфоны с максимальными характеристиками или покупать на барахолках iPhone предпоследних поколений.

Рекордный год

Объем продаж смартфонов в России в 2019 году достиг 32,9 млн единиц, что в денежном эквиваленте составило $7,9 млрд, говорится в исследовании IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker. Наиболее успешным оказался IV квартал: рост в сравнении с аналогичным периодом 2018 года оказался 20-процентным.
Отметку в 30 млн гаджетов российский рынок преодолел в третий раз, ранее ему это удавалось сделать в 2018 и 2016 годах. "Постепенное укрепление курса рубля в течение года помогло рынку набрать обороты. Объем рынка в стоимостном выражении увеличился на четверть по сравнению с пиком докризисного 2014 года", – отмечает Ольга Бабинина, аналитик "IDC Россия".
IDC учитывает поставки смартфонов ретейлерам, однако и ретейлеры по фактическим продажам приводят сходные показатели. Так, по оценке группы "М.Видео-Эльдорадо" и "Связного", продажи смартфонов в России в 2019 году составили порядка 30 млн девайсов на сумму около 495 млрд рублей, что больше на 1,5% в штуках и на 7% в деньгах, чем в 2018 году. В штуках продажи оказались самыми большими за 6 лет, в денежном выражении рынок оказался почти вдвое больше, чем в докризисном 2014 году. В Петербурге совокупные продажи смартфонов в сетях выросли на 30% в штуках и на четверть в деньгах, отметили в "М.Видео-Эльдорадо".
В агентстве "GfK Россия" подтверждают, что в 2019 году россияне приобрели рекордное количество смартфонов – 30,14 млн штук – и потратили на них все те же 495 млрд рублей. В натуральном выражении, по оценкам агентства, объем рынка вырос на 2%, чему во многом способствовали замена морально устаревших аппаратов на новые и переход с простых кнопочных телефонов на более технически продвинутые смартфоны.
На глобальном рынке минувший год также оказался рекордным – первый спад продаж с 2008 года. В 2019 году объем мирового рынка смартфонов снизился на 2%, до 1,52 млрд штук, по версии Gartner. Аналитики ожидают, что восстановят рынок смартфоны с 5G и отложенный спрос. В Canalys подсчитали, что продажи снизились на те же 2%, но до 1,37 млрд штук.
"Когда мы увидели первое снижение объема мирового рынка пару лет назад, Canalys сказала, что отрасль движется от эпохи роста к циклической эре. Теперь так и произошло. Этот всплеск роста не будет длиться вечно, но он станет лишь одним из нескольких пиков и падений, поскольку частота обновления смартфонов пользователями достигает новой точки равновесия", – отметил старший аналитик Canalys Бен Стэнтон.
Продажи смартфонов в России
Источник: "М.Видео-Эльдорадо"

Смена лидеров

В последнем квартале прошлого года произошла первая за много лет смена лидера на мировом рынке – Apple сместила Samsung. Однако по итогам года Samsung удалось сохранить первое место с долей рынка 21,8% (298,1 млн штук). На второе место, вопреки санкциям, поднялась Huawei c 17,6-процентной долей (240,6 млн штук). На третье место в рейтинге крупнейших в мире производителей смартфонов опустилась Apple (14,5%, 198,1 млн штук).
Xiaomi и Oppo заняли 9,2% и 8,8% долей рынка соответственно. По словам экспертов Canalys, китайские производители развернули экспансию в развивающихся странах, сосредоточившись при этом на смартфонах стоимостью до $100 и владельцах кнопочных телефонов. Apple была успешна благодаря снижению цен на iPhone 11.
В России новым лидером, по оценкам IDC, стала Huawei, сместив Samsung на второе место. Стать первой Huawei смогла во многом благодаря своему суббренду Honor, выпускающему доступные модели: суммарный объем российских поставок смартфонов обоих брендов превысил 10 млн смартфонов, что приблизительно на 1 млн больше в сравнении с Samsung. В денежном выражении Huawei осталась далеко позади Samsung из-за перехода потребителей к более дешевым моделям, отметили в IDC.
Третье место в рейтинге брендов по отгрузкам занимает Xiaomi, однако ее показатели IDC не приводит. Apple расположилась на четвертой строчке рейтинга с 11,9-процентной долей рынка в количественном выражении. В то же время в денежном исчислении на ее долю приходятся 39,4%. Совокупная рыночная доля этих четырех вендоров за год увеличилась с 80% до 84% в количественном выражении, что говорит об усилении консолидации рынка. В деньгах на эти компании приходится доля в размере 92,4%.
Продажи прошлого года по-прежнему строятся вокруг пяти брендов — Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei, отмечают в "М.Видео-Эльдорадо". На них приходится 82% проданных смартфонов и 92% от денежного объема рынка (в 2018 году топ-5 заняли 70% в штуках и 87% в деньгах), то есть даже больше, чем при оценке IDC. 8-й год подряд самым популярным брендом становится Samsung, при этом усиливается влияние китайских игроков, занявших 50% рынка в натуральном выражении. В денежном выражении первое место удерживает компания Apple, чья новая линейка iPhone 11 пользуется высоким спросом. Huawei лидером прошлого года не называют и другие участники рынка – онлайн-магазины и операторы "большой четверки".
Средняя цена смартфона в России за год снизилась до $180 (11,5 тыс. рублей по текущему курсу) против $184 в 2018 году, утверждают в IDC. В 2017 году смартфоны продавали в среднем за $150 (9,5 тыс. рублей). В Tele2 и "М.Видео-Эльдорадо" говорят, что повышенным спросом у покупателей пользовались смартфоны стоимостью от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, а также флагманы от 50 тыс. рублей, что сказалось на увеличении средней цены на 6%, до 16,5 тыс. рублей. "Связной" среднюю цену оценивает в 16,8 тыс. рублей (рост на 6%).
Самым популярным смартфоном 2019 года на российском и петербургском рынках в деньгах и штуках стал Samsung Galaxy A50, в этом единодушны все участники рынка. В Ozon отметили, что в топ-3 смартфонов в Петербурге в 2019 году попали также Xiaomi Redmi 7 и Xiaomi Redmi 7A, что же касается Apple, то на Ozon чаще всего в 2019 году покупали iPhone SE, iPhone 6 и iPhone X.

Больше пикселей, гигабайтов и дюймов

В 2019 году, как отмечают в IDC, потребители на российском рынке смартфонов получили больше за те же деньги. В IV квартале три пятых смартфонов были с диагональю экрана от 6 до 6,5 дюйма. Смартфоны с наибольшей диагональю экрана – от 6,5 до 7 дюймов – продолжают стремительно набирать популярность. Пятую долю рынка занимают смартфоны с объемом памяти 128 Гб, а модели с памятью 16 Гб все реже рассматриваются в качестве варианта покупки. Доля поставок смартфонов с тремя и более камерами достигла почти 30%. Выводы агентства подтверждают для России и Петербурга все опрошенные "ДП" участники рынка.
Основной тренд прошлого года среди смартфонов – увеличение количества камер, уверены в МТС. В 2019 году количество гаджетов с тремя и более объективами выросло более чем в 12 раз по отношению к 2018 году. Еще одна интересная тенденция: россияне стали тратить больше денег на аксессуары. За 2019 год их оборот вырос на 24%. В первую очередь за счет популярности беспроводных наушников и умных часов, отмечают в МТС.
В "М.Видео-Эльдорадо" утверждают, что продажи девайсов с поддержкой бесконтактных платежей выросли более чем на 20% в штуках, а их доля достигла половины рынка в натуральном выражении. "В штуках доля смартфонов с поддержкой 4G достигла 93%, две SIM-карты есть у 90% девайсов, 70% устройств оснащены биометрическими датчиками, а каждый второй девайс имеет чип NFC для бесконтактной оплаты", – описывает смартфон-2019 представитель ретейлера.
В дизайне смартфонов усиливается тренд на безрамочность, для увеличения площади экрана производители перемещают сканер отпечатка пальца на заднюю панель, все реже используются вырезы в верхней части экрана, а фронтальная камера становится выдвижной, добавляет ретейлер. Сегодня смартфоны стали и кошельком, камерой, флешкой, пультом от смарт-приставок, и полноценным рабочим инструментом, отмечает Наталья Селихова, руководитель отдела закупок цифровой техники "Ситилинк".
"Покупатели стали более избирательно подходить к покупке гаджета. Теперь выход новой модели – это повод заменить не прошлогодний смартфон, а приобретенный 2–3 года назад. Правда, смартфоны ценовой категории от 50 тыс. рублей по-прежнему обновляют каждый год. Например, продают прежнюю версию и при небольших вложениях заказывают новинку", – уверена Селихова.
"Потребители рационально подходят к выбору своего "умного" помощника с перспективой на 2-3 года до появления новых технологий", - подтверждает и Елена Искратова, директор по управлению макрорегионами компании "Связной". На российском рынке произошло перераспределение спроса потребителей в пользу более дорогих устройств, отмечают в "Мегафоне". Кроме того, за минувший год продажи детских часов увеличились на 86%, продажи смарт-часов выросли в 6 раз, добавляет Андрей Левыкин, генеральный директор МегаФон Ритейл

Долгая жизнь флагмана

Россияне стали реже менять смартфоны: средний срок использования гаджета приблизился к 36 месяцам, подтверждают в МТС наблюдения аналитиков Canalys. Покупатели стали более осознанно подходить к приобретению смартфонов, реже делают импульсивные покупки, дольше читают информацию о гаджетах в интернете и сравнивают предложения разных магазинов. Об этом также говорится и в исследовании GfK: покупатели все меньше нуждаются в рекомендациях продавцов и предпочитают узнавать все о смартфонах самостоятельно.
Аналитик GfK по рынку телекоммуникационных товаров Анна Шебек уверена, что в 2020 году рост рынка смартфонов в России продолжит замедляться как в штуках, так и в деньгах. В России повторяется глобальный тренд: увеличивается жизненный цикл использования смартфона, так как новые модели не предлагают существенных инноваций и покупатели используют одно устройство дольше, отмечает аналитик.
На этом фоне высокими темпами растут продажи бывших в употреблении смартфонов: россияне хотят получить максимально функциональные модели по самой выгодной цене. Этому способствуют в том числе программы trade-in, в рамках которых ретейлеры принимают у пользователей старые устройства в обмен на скидку на новые. В прошлом году покупатели обменяли 1,3 млн смартфонов, и, по прогнозу Inventive Retail Group, в последующие 3 года этот объем будет увеличиваться в среднем на 25–30% ежегодно.
В целом рынок подержанных смартфонов, по оценкам SmartPrice (продает восстановленную электронику), оценивается в четверть от рынка новых гаджетов (7 млн штук за год, +8% к прошлому году). Продажи таких гаджетов в деньгах выросли на 17%, до 35 млрд: вторичный рынок растет быстрее рынка новых гаджетов.
По данным доски объявлений "Авито" (за год там купили 2,04 млн телефонов, +12%), лидирует по-прежнему iPhone, на который приходится почти половина всех сделок, на втором месте – Samsung. Третье и четвертое место занимают Xiaomi и Huawei, которые в 2019 году продемонстрировали максимальный рост продаж (почти на 70% и 124% соответственно). В целом по России средняя цена смартфона на вторичном рынке составила почти 9,3 тыс. рублей, что на 5,8% больше, чем в 2018 году. Средняя цена iPhone на вторичном рынке – 14 тыс. рублей.
В мире продажи смартфонов на вторичном рынке растут теми же темпами: по итогам 2019 года глобальные поставки бывших в употреблении и официально восстановленных смартфонов достигли 206,7 млн штук, увеличившись на 17,6%, подсчитали в IDC. Объем сегмента подержанных смартфонов будет расти на 13,6% в год и достигнет 332,9 млн штук, прогнозируют аналитики.