Прошивка для подземки. О развитии Петербургского метрополитена

Автор фото: Антон Ваганов

 

В январе официальный ВК–паблик подземки отметил "30 лет, как Владимир Гарюгин возглавляет Ленинградский — Петербургский метрополитен". Я тоже решил подвести итоги — многие годы записывал наблюдения от поездок.
К подземке у меня отношение особое. Еще школьником я внимательно рассматривал каждую станцию, изучал, что о них писали советские газеты, посещал интернет–форумы. Все это вылилось в изданную почти 10 лет назад книжку и статьи в "Википедии".
Но все это время меня беспокоил даже не тот факт, что новые станции открываются крайне редко. А какое–то потребительское отношение к уже существующим. Реклама и карминовые полосы, налепленные на путевые стены даже станций–памятников, — очень яркий, но далеко не единственный пример.
Перспективу подземных залов станций теперь прерывают табло с электронной схемой метро и кнопкой экстренного вызова. А ведь можно было бы их без проблем делать не такими массивными, да и разместить не на самых парадных местах, а где–то сбоку. Не говоря уже о том, что лично я ни разу не видел, чтобы ими пользовались.
А видеокамеры! Они всюду. На какой–то станции 4–й линии я их насчитал семь штук на одном маленьком кусочке стены. Причем камеры разного дизайна и формы. Но, что характерно, ни одну не покрасили в цвет этой стены, не попытались закамуфлировать. Особенно кощунственно камеры залезли на светильники "Ладожской" — на светильники, которые символизируют путевые столбы на Дороге жизни.
Скандалом каждый раз оборачивается практика замены красивых фонарей, стоящих на эскалаторах. Вспомним последнюю историю с "Площадью Ленина". Взамен ставят типовые серебристые, причем станции–памятники странным образом исключением не являются (привет КГИОП). Объяснение простое: так светлее и дешевле в эксплуатации. Для станций, которые представляют собой не железнодорожный полустанок, а произведение искусства, такой подход выглядит, мягко говоря, странно.
Станции загромождены металлическими коробками, причем как временными (на год–два ящики ставят прямо на видовых местах ради ремонта стен или тоннельных сооружений — например, как сейчас на "Ленинском проспекте"), так и постоянными (в них хранится инвентарь). А на "Пушкинской" — станции–памятнике — на перроне умудрились соорудить целое помещение с окошком.
Восполнять утраты облика подземка не спешит. Сколько трудов стоило активистам, чтобы на "Новочеркасской" исправили букву Ч, которая в течение 20 лет была исполнена в другом шрифте. А вот аналогичную ситуацию на "Василеостровской", где в торце подземного зала исчезли часы, менять не планируют. И знаете, какой аргумент? "Нецелесообразно расходование средств на установку механических часов, дублирующих электронные часы".
Пассажиров потчуют визуальным и аудиомусором. Бесконечные просьбы "держаться за поручень" и "выходить только после полного открытия дверей" давно стали бессодержательным "бу–бу–бу". Как и объявления "быть взаимовежливыми" на бегущей строке в вагонах.
А схема линий какая страшная! Все попытки дизайнеров бесплатно разработать городу красивую "паутину" натолкнулись на мощный протест подземки, достойный лучшего применения. Хотя очевидно: любой школьник нарисует схему лучше.
Метрополитен под руководством Гарюгина пытается привить нам мысль, что красота несовместима с комфортом пассажиров и персонала. Кто бы обновил прошивку, доказав обратное?