В третьей десятке. Петербург стал 25–м в России по динамике промпроизводства в 2019 году

Автор фото: Ваганов Антон
По данным Росстата, индекс промышленного производства (ИПП) в Санкт–Петербурге увеличился в 2019 году на 4,8%. Это вдвое выше общероссийских темпов (+2,4%) и самый высокий показатель в Северо–Западном федеральном округе, но только 25–й среди всех регионов России. Лидеры, кстати, оказались отчасти неожиданными — это Крым (+17,4%), Ямало–Ненецкий автономный округ (+16,1%) и Брянская область (+15,6%). А Москва, к примеру, стала 22–й (+5,3%).
Вместе с тем этот петербургский итог оказался скромнее, чем в предыдущие 2 года (см. инфографику). Более низкая динамика (+3,9%) в последнее время была зафиксирована только в 2016–м, когда резко слабеющий рубль потянул вниз импортозависимые сектора.

Судостроение подтягивает смежников

"В целом промышленный рост связан с тем, что на территории Санкт–Петербурга развернуты производства, которые работают одновременно на импортозамещение оборудования и, во вторую очередь, на оборонку, в том числе на судостроительные предприятия в рамках гособоронзаказа", — говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
Список петербургских отраслей — лидеров по приросту ИПП по итогам 2019 года возглавили производители электрического оборудования (+34,9%), одежды (+29,4%) и сектор "прочие транспортные средства и оборудование", включая судостроение (+18,4%).
По оценке Александра Курячего, директора Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге, в производстве электрооборудования прирост обеспечивает только один сегмент — выпуск электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, преимущественно для нужд судостроения. Позитивных итогов удалось достичь за счет программы импортозамещения, а вот остальные промышленники этой группы объемы производства сократили. Наибольшее снижение отмечено в секторе бытовых приборов.
Большая часть одежды, которую производят в Петербурге, — это униформа и спецодежда. По мнению экспертов, прирост производства в этой сфере обеспечивает госзаказ, и в среднесрочной перспективе он останется основным драйвером развития отрасли. В то же время специалисты отмечают рост местного fashion–сегмента рынка одежды, который развивается вопреки существующим проблемам, таким как нехватка кадров и производственной базы.
Что касается производства транспортных средств и оборудования, то ключевой вклад в позитивную динамику 2019 года внесло судостроение. "Государственное финансирование этой отрасли и техники для освоения шельфовых месторождений способствует постепенному смещению спроса в сторону продукции гражданского назначения, — говорит Александр Курячий. — Судостроительные верфи Санкт–Петербурга активно реализуют проекты по строительству современных судов ледового класса для освоения шельфовых месторождений".
Кроме того, по его словам, рост объемов производства обеспечивают вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия. И планы по обновлению городского подвижного состава должны поддержать эту динамику в будущем.

Виновата покупательная способность

Больше других по итогам 2019 года сократили объемы петербургские производители мебели (–31,4%), табака (–9,1%), неметаллических минералов (–9,5%).
В структуре расходов российских домохозяйств на покупку мебели и бытовой техники сегодня выделяется не более 6% дохода или сбережений. "В условиях снижения реально располагаемых доходов люди приобретают мебель только в случае острой необходимости", — отмечает Александр Курячий.
Что касается производства табачных изделий, то его снижение в НИУ ВШЭ не связывают с уменьшением числа курильщиков. Оно обусловлено рядом взаимосвязанных факторов. Так, в последние годы возросла доля поддельной и нелегальной продукции, ввезенной из стран — членов ЕАЭС.
Кроме того, сокращению объемов рынка способствует спрос на альтернативные системы доставки никотина (вейпы, электронные сигареты, системы нагревания табака). "В среднесрочной перспективе этот сегмент станет основным драйвером роста табачной промышленности. За счет наличия эффекта низкой базы его ежегодный прирост может достигать 30–40%", — прогнозирует Курячий.

Надежда на фармацевтов

В ноябре 2019–го Смольный уточнил прогноз социально–экономического развития города на следующие 3 года. Согласно его базовому варианту, в 2020 году ИПП вырастет на 3,14%, в 2021–м — на 3,32%, в 2022–м — на 3,64%.
Власти не ждут от промышленности города серьезного рывка и полагают, что в обрабатывающем сегменте продолжат доминировать предприятия машиностроения.
Согласно прогнозу, в производстве прочих транспортных средств и оборудования среднегодовой ИПП составит 106%, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — 104,9%, в выпуске машин и оборудования — 104,1%, электрического оборудования — 103,9%, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий — 103,4%. Особенно рассчитывают в Смольном на опережающий рост фармацевтики (планируемый среднегодовой прирост — 9,9%).
Для фармацевтической отрасли России второе полугодие было более успешным, чем первое: производители работали активнее. В частности, по данным Росстата, в Северо–Западном регионе выпуск лекарственных препаратов в январе–июне 2019–го увеличился в денежном выражении на 44,5% по сравнению с первым полугодием 2018–го — до 13,12 млрд рублей. Во втором полугодии — на 60,9%, до 19,4 млрд. Это данные по СЗФО в целом, но нужно учитывать, что основные фармпроизводства федерального округа сосредоточены именно в Петербурге.
Николай Беспалов
директор по развитию аналитической компании "Арэнси Фарма"
ИПП Петербурга стабильно опережает аналогичный индекс всей России, так как в Северной столице сосредоточены уникальные возможности, делающие промышленный рост стабильным и менее зависимым от негативных факторов. С 2014 года из–за введения санкций против России промышленность Санкт–Петербурга активно занялась замещением импортных поставок оборудования и материалов, а также высокотехнологичных услуг. Среди примеров — опыт "Силовых машин" по выпуску лицензированных турбин, рост турбокомпрессорного производства "РЭП–Холдинга" для нефтегазовой отрасли, выпуск продукции на базе отечественных двигателей взамен немецких агрегатов на АО "Звезда–Энергетика". Они показывают, что промышленность города активно занимает рыночную долю, потерянную иностранными производителями, за счет наличия высококвалифицированной рабочей силы, близости к европейским поставщикам и подрядчикам, присутствия современных материалов, а также наличия готовых промышленных площадок со всей инфраструктурой. Так как санкции пока не ослабевают, сбыт в рамках импортозамещения будет расти, несмотря на негатив на мировом рынке. Во–вторых, в Санкт–Петербурге традиционно сосредоточено большое число оборонных предприятий, работающих по многолетним оборонзаказам, средства которых проходят по защищенным статьям бюджета. Учитывая необходимость обновления флота и армии, заказы в судостроении, машиностроении и радиоэлектронике будут поддерживать промышленный рост.
Дмитрий Кумановский
начальник аналитического отдела ИК "ЛМС"