Все освоено до нас. Как живут семь муниципалитетов, где произошел трансфер власти

Автор фото: Интерпресс
По итогам выборов прошлой осенью оппозиционным партиям удалось провести 307 муниципальных депутатов плюс 259 самовыдвиженцев, около половины которых пользовались помощью штаба Навального или других оппозиционных организаций. Однако большинство они смогли получить лишь в семи муниципалитетах.

Избрали ревизоров

Первое, с чего начали победители, — изучили деятельность муниципальных предприятий и учреждений. У них гораздо больше финансовой свободы, чем у самих муниципалитетов, где размер депутатских зарплат, объем трат на содержание аппарата и т. д. регламентируются городскими властями.
Замглавы "яблочного" Владимирского округа Виталий Боварь рассказал "ДП", что они решили закрыть МБУ "Муниципальная информационно–архивная служба МО "Владимирский округ". "Учреждение выполняло полномочия, которые обычно отдаются на аутсорс городской архивной службе. Это обходится примерно в 100 тыс. рублей в год. На МБУ тратилось 8,5 млн рублей. В организации было официально трудоустроено несколько депутатов прошлого созыва", — сказал он. В МО "Гражданка", где к власти пришли сторонники депутата ЗакСаМихаила Амосова, обнаружилось МБУ "Гражданка". По словам нового главы МО Елены Беляевой, на его содержание в год уходит около 10 млн рублей. Там проводятся занятия по йоге и гимнастике цигун для пожилых, а также работает секция чирлидинга для детей. Помещение муниципалитет арендует, а принадлежит оно Алине Матусевич — супруге бывшего депутата совета Алексея Цанавы, рассказала "ДП" Беляева. Год аренды обходится примерно в 2 млн рублей. Сейчас в МО "Гражданка" планируют ликвидировать предприятие. Но обещают продолжить предоставлять аналогичные услуги жителям, только менее затратно для бюджета.
В МО "Морской" на Васильевском острове одну половину мандатов взяли единороссы, другую — команда экс–депутата ЗакСа Ольги Галкиной, близкой к Максиму Резнику. По ее словам, в муниципалитете есть МКУ "Терра", на финансирование которого в 2020 году предполагалось выделить 8,6 млн рублей, что составляет 15% расходной части бюджета. На предприятии трудится 11 человек, включая четырех вахтеров, двух уборщиков, бухгалтера и директора, и лишь два специалиста, которые занимаются вопроcами благоустройства. Оппозиции в ходе битвы за бюджет удалось лишь урезать одну ставку МКУ, что сэкономит около 770 тыс. рублей.

Муниципальная земля

Самую увлекательную ревизию провел глава МО № 72 во Фрунзенском районе Павел Швец, лидер местной Партии роста, которая получила три четверти голосов в совете. В последний день перед сменой власти бывший глава местной администрации Илья Бондарев купил без конкурсных процедур 285 м3 щебня за 500 тыс. рублей. До этого МО без конкурса приобрело 11,3 тыс. м3 земли на 10,7 млн рублей. Для каких целей предназначалась земля, выяснить так и не удалось, но, по подсчетам Швеца, ее хватит, чтобы покрыть 20–сантиметровым слоем грунта весь округ.
Швец также обнаружил другие "классические схемы хищений бюджетных средств", связанные с закупками билетов на концерты, которые закон позволяет проводить без конкурса. Поэтому зачастую нельзя проверить ни обоснованность цены, ни факт использования денег по назначению, пояснил глава МО. По словам Швеца, в списках тех, кто ходит на концерты, оказались граждане 1905 года рождения.
А товарищ Швеца по партии, экс–депутат ЗакСа Владислав Бакулин, возглавивший соседнее МО "Обуховское", сказал "ДП", что "хаять своих предшественников" не намерен. "Это все пустые слова. Если кто–то чего–то не видит, то это не значит, что они (муниципальные предприятия. — Ред.) ничего не делали", — сказал он.

Благоустраивайтесь

Сэкономленные средства новые муниципалы обещают тратить на благоустройство. Так, в МО "Владимирский округ" расходы по этой статье увеличили с 42 млн до 102 млн рублей. При этом вся расходная часть бюджета выросла со 178 млн до 226 млн рублей за счет остатков средств с прошлого года, пояснил Виталий Боварь. Правда, удастся ли освоить такой бюджет, он пока не понимает.
Затраты на благоустройство в МО № 72 с 69 млн рублей в проекте бюджета увеличились на 8 млн рублей, что составляет более 54% от расходной части. Однако в эту сумму также включены долги за прошлый год — около 7 млн рублей. По итогам 2019 года муниципалитет недополучил 15% запланированных доходов. Снижать затраты будут за счет программы "Культура", сказал Швец.
Правда, по его словам, первые полгода никакие ремонтные работы провести не удастся, так как для этого нужны проекты. Сейчас готовых проектов нет и ни один конкурс провести не получится, поэтому с ямами начнут бороться только осенью.
Глава МО "Гавань" Нэлли Вавилина отметила, что им удалось пополнить муниципальную казну приблизительно на 5 млн рублей, штрафуя недобросовестных подрядчиков.

Ждите писем

Но не все победители могут насладиться властью — сокращать МУПы, изобличать коррупционеров и перераспределять бюджет. Так, в МО "Литейный округ" "Яблоко" получило 11 из 20 мандатов, что позволяет избрать своего главу совета, а после и утвердить главу местной администрации. Однако пока в совете не смогли провести ни одного легитимного собрания.
Депутат от "Яблока" Сергей Трошин рассказал "ДП", что проблема в новой редакции устава МО. Если раньше выбрать главу можно было простым большинством, то теперь необходимо две трети голосов. Такие нововведения появились в учредительном документе за 4 дня до выборов, утверждает Павел Дайняк, избранный главой в прошлом созыве. В Минюсте изменения зарегистрировали только 20 сентября, то есть через 12 дней. Правки сделали на самом деле после выборов, когда стало понятно, что ЕР потеряла муниципалитет, считает Трошин. Отменить изменения в устав "яблочники" попытались через Городской суд, но это не удалось.
Поэтому формально главой по–прежнему является Дайняк, и только он имеет право созывать собрания совета. Эту позицию поддержал районный суд. "Яблочных" депутатов Дайняк оповещает о заседаниях с помощью "Почты России", поэтому приходить они не успевают. Единороссы заседают в меньшинстве, но это нелегитимно. Заседания оппозиции, в свою очередь, без Дайняка тоже не имеют законной силы.
Как пояснил "ДП" лидер "яблочной" фракции Арсений Анфиногенов, по закону, если депутаты не заседают более 3 месяцев, суд может распустить совет. Это выгодно Дайняку, полагает Анфиногенов. Сам Павел Дайняк заявил "ДП", что пока не стремится распускать совет, "настроен работать" и наконец договориться с "яблочниками".

Не договорились

В соседнем МО "Смольнинское" ситуация похожая. Там до сих пор главой является единоросс Григорий Ранков, который проиграл выборы. Здесь из 20 мандатов семь достались "Яблоку", два — самовыдвиженцам, два — единороссам, три — "навальнистам" и шесть — активистам из движения "Центральный район за комфортную среду обитания" (группа "Ц").
Политический плюрализм обернулся тем, что совет так и не смог избрать нового главу и принять бюджет, несмотря на то что заседания проходят в штатном режиме. Избравшаяся в совет председатель петербургского "Яблока" Екатерина Кузнецова заявила "ДП", что ее фракция блокирует все решения, так как пытается создать коалицию с активистами из группы "Ц". Условия Кузнецовой такие: главой совета выбирают "яблочника", а его заместителем — кого–то из активистов. Но последние на них до сих пор не согласились.
Григорий Ранков сообщил "ДП", что может оставаться главой МО "Смольнинское" еще 4,5 года, если новый состав совета не сможет договориться. Его деятельность Ранков оценивает не слишком высоко. "Заседают по 3–4 часа, но ни одного решения принять все еще не смогли", — сказал он.