Паук не прошел. Петербургский метрополитен сменил архитектора станций на Московском проспекте

Автор фото: Сергей Коньков

Тот обескуражен: он говорит, что сделал всю черновую работу.

Метрополитен отказался от услуг группы компаний "СУАР.Т", которая проектировала новые павильоны станций "Парк Победы" и "Фрунзенская". Об этом корреспонденту "ДП" сообщил гендиректор этого холдинга Александр Супоницкий.
По обоим зданиям фирма разработала предпроектную стадию, прошла градсоветы (правда, в случае "Фрунзенской" это была закрытая рабочая группа Градсовета, см. "ДП" № 164 от 29.10.2019) и получила согласования архитектурно–градостроительного облика. После чего от услуг мастерской отказались и для завершения проектов привлекли других специалистов. "Я считаю совершенно уродливой ситуацию, когда архитектор делает архитектурно–градостроительный облик сооружения, а потом приходят абсолютно другие люди и делают что хотят", — сказал собеседник "Делового Петербурга". Впрочем, юридической перспективы он не видит, в законодательстве об авторских правах здесь пробел.
На "Фрунзенской" "СУАР.Т" работал на субподряде у "Ленметрогипротранса", который и занимался предпроектными проработками. Архитектор предложил футуристический проект здания, благодаря расставленным по сторонам опорам напоминавший паука. В январе 2017 года с тем же "Ленметрогипротрансом" метрополитен заключил договор на дальнейшее проектирование, однако он был расторгнут. Как сообщил ранее "ДП" глава метрополитена Владимир Гарюгин, это было сделано перевозчиком в одностороннем порядке на основании несоблюдения сроков работ.
В 2019 году метрополитен провел новый конкурс, в котором результаты работы "Ленметрогипротранса" и "СУАР.Т" "выставлены в качестве исходных данных для доработки" (как отмечал Владимир Гарюгин). Тем не менее начальная цена контракта не уменьшилась, а увеличилась примерно вдвое — до 200 млн рублей. В ноябре петербургское УФАС потребовало пересмотреть итоги закупки из–за жалобы одного из участников, АО "Эн–системс", на другого — ООО "Единые системные технологии". Тем не менее, как отмечается в системе государственных закупок, 16 декабря с одним из участников был заключен договор на проектирование с датой окончания 25 февраля 2022 года.

Бесповоротное метро

На "Парке Победы" "СУАР.Т" был генеральным проектировщиком, говорит Супоницкий. Было предложено три варианта с более сдержанными, чем на "Фрунзенской", архитектурными решениями. В нынешнем году метрополитен 4 раза пытался провести конкурс на продолжение проектирования с начальной ценой около 150 млн рублей. Победителем в итоге было признано ЗАО "Институт "Трансэкопроект", следует из системы госзакупок. Руководитель "СУАР.Т" говорит, что вел переговоры с этой организацией, но не встретил понимания.
"Трансэкопроект" предпочел привлечь другого архитектора — Виктора Сахновского из ООО "Архитектурная мастерская Сахновского". Его три новых проектных варианта накануне были вынесены на Градсовет, члены которого разошлись во мнениях, какой из них согласовать. Результаты их тайного голосования по этому вопросу будут известны позднее.
"Заказчик принял решение переделать проект силами другой мастерской", — прокомментировал главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. По словам Сахновского, это связано с изменением нормативов и новыми расчетами по пассажиропотоку. Метро настаивает на том, чтобы от входов через турникеты можно было пройти напрямик, никуда не поворачивая. Нужно и предусмотреть место для торговли, чтобы убрать ее с улицы. Рецензент проекта архитектор Владимир Линов сказал, что метрополитен активизировал проект с "Парком Победы" в связи с планами по строительству нового стадиона на месте СКК к чемпионату мира по хоккею.
По словам Линова, место "многострадальное". Хотя объем здания сравнительно маленький, градостроительное значение его велико. Лучшим вариантом из предложенных рецензент назвал более консервативный, учитывающий стилистику сталинских зданий вдоль Московского проспекта.
Получить комментарии метрополитена оперативно не удалось.