Деньги найдутся. О сокращении ставок страховых взносов

 

Правительство России неожиданно решило сделать подарок бизнесу. СМИ сообщили, что кабинет министров рассматривает возможность сокращения ставок страховых взносов. Сейчас работодатели переводят во внебюджетные фонды 30% фонда оплаты труда (ФОТ). В планах чиновников снизить этот уровень до 23–25%. Впрочем, в бочке с медом есть и ложка дегтя. Одновременно предлагается отказаться от пониженных ставок с высокой зарплаты. Но такую в России мало кому платят. Вчера новый глава Минтруда Антон Котяков заявил, что инициатива о снижении ставки страховых взносов не приведет к ущемлению прав граждан на пенсии, социальные выплаты и медицинскую помощь. То есть деньги на то, чтобы упростить жизнь работодателям, найдутся.
Похоже, нынешний кабинет министров во главе с Михаилом Мишустиным решил сыграть доброго полицейского, отдав роль злого предыдущему правительству, у руля которого стоял Дмитрий Медведев. Предшественники ужесточали нагрузку, увеличивали НДС, поднимали пенсионный возраст, а последователи исправляют перегибы. О возможном снижении страховых сборов говорили в 2018 году, перед тем как поднять НДС. Но ставку налога на добавленную стоимость увеличили быстро и без особых обсуждений, а вот со снижением сборов решили не торопиться. Сейчас эту оплошность исправляют.
Важнейшей причиной сокращения страховых сборов является желание правительства вывести доходы граждан из тени. В прошлом году вице–премьер Татьяна Голикова заявила, что из–за теневой занятости социальные фонды недополучают около 2,3 трлн рублей в год. Логика чиновников в том, что, если сократить нагрузку на ФОТ, бизнес начнет обелять зарплаты. Это, в свою очередь, позволит увеличить доходы фондов, а возможно, заодно и пополнит бюджет благодаря росту поступлений подоходного налога.
Очевидно, что, предъявив пряник, правительство подумает и о кнуте. Тем более что опыта собирать положенное новому премьер–министру не занимать. Сразу после его назначения главой кабинета многие отметили, что налоговые сборы за последние 5 лет пребывания Мишустина на посту главы ФНС выросли в 1,4 раза. Так что, глядишь, и доля белого сектора экономики начнет расти. А как быть с теми, кто намерен продолжить работу по–старому, правительство обязательно разберется.
Андрей Жуков, выпускающий редактор