Бабушки не оценят. Минкульт готовит поправки для согласования строительства в центре с ЮНЕСКО

Автор фото: Интерпресс
Согласовывать стройки в Петербурге должен Париж. Или его местное представительство

Минкульт готовит поправки, предписывающие согласовывать каждую стройку в центре с ЮНЕСКО. Осталось определить — как и с кем.

Речь идет о поправках к закону № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия…" "в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного наследия". Согласовывать с ним все работы в границах территории объекта всемирного наследия — категоричное требование ЮНЕСКО, которое в России до сих пор не реализовано. Ранее городские чиновники скептически относились к такой перспективе, заявляя, что не могут отправлять в Париж "вагоны документов". Однако теперь, похоже, с этой перспективой все смирились.
Ранее Минкульт разослал законопроект для обсуждения в органы власти и общественные организации, в том числе в КГИОП, пояснила "ДП" член совета национального комитета ИКОМОС Маргарита Штиглиц. Работа над ним шла несколько лет, и к началу года законопроект был уже готов для внесения в Госдуму, но из–за внезапной смены правительства процесс застопорился. Эксперт ассоциации "Национальное объединение строителей" ("Нострой") Юрий Курикалов (работает в команде депутата ЗакСаМихаила Амосова) сообщил "ДП", что 31 января его организация при участии КГИОП (в лице зампреда Алексея Михайлова) и ИКОМОС (в лице Маргариты Штиглиц) подготовила свое заключение по законопроекту.

Хорошо бы решить на месте

Законопроект усложняет согласование любых проектов нового строительства или реконструкции в границах объекта всемирного наследия. Который в нашем случае включает значительную часть исторического центра и пригороды. Добавляются три процедуры: оценка воздействия работ на универсальную ценность объекта наследия (за счет заказчика работ, подлежащих оценке воздействия), согласование документации по этой оценке органом власти и получение положительного решения комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (документы в комитет направляет федеральный орган власти, то есть Минкульт). Начало строительных работ возможно только после положительного согласования ЮНЕСКО.
В заключении "Ностроя" отмечается, что плановые сессии центрального комитета ЮНЕСКО проводятся раз в год. Поэтому принятие законопроекта в предложенной редакции приведет "к экономической нецелесообразности ведения строительной деятельности… ввиду крайне длительных сроков согласования проектной документации". Да и из Конвенции не следует, что такими согласованиями должен заниматься именно центральный комитет ЮНЕСКО. В нем есть консультативные органы, одним из которых является Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Если у местного консультативного органа возражений по проекту нет, можно его визой и ограничиться, говорится в заключении на законопроект. А если возражения есть — тогда уже запускать более сложную процедуру, но тоже, желательно, не отправляя проект в Париж.

Танцуют не все

Если строителей волнует вопрос, кто будет согласовывать оценку воздействия проекта на объект всемирного наследия, то экспертов — кто будет ее делать. Петербургский ИКОМОС настаивает, чтобы он был прямо указан в законопроекте в таком качестве. "ВООПИиК? Ну что ВООПИиК? Это бабушки, интересанты… люди хоть недалеко ушедшие от дела охраны памятников, но тем не менее… А аттестованные эксперты министерства культуры делают свою экспертизу по заказу заказчика. Вы сами понимаете: кто девушку приглашает, тот ее и танцует", — прокомментировал "ДП" председатель Санкт–Петербургского регионального отделения ИКОМОС Андрей Субботин. Поэтому он собирается предложить соответствующую поправку в разработанный Минкультом законопроект.
С точки зрения Субботина, основной задачей возглавляемой им организации должна стать оценка воздействия нового строительства на Петербург как объект наследия, а также участие в подготовке плана управления объектом наследия. Напомним, что отсутствие такого плана (в отношении как всего объекта, так и отдельных компонентов) стало одной из претензий в отчете консультативной миссии ЮНЕСКО, направленном в минувшем году в Минкульт.
Член президиума совета петербургского ВООПИиК Михаил Мильчик в комментарии "ДП" отметил, что по правилам должен быть создан специальный государственный орган управления наследием. Из–за его отсутствия таким органом может стать КГИОП, но с оговоркой о вынесении вопросов на Совет по наследию при комитете (чтобы решения были гласными и известными широкой публике). Этот орган и должен давать экспертную оценку воздействия проектов строительства. Что же до ВООПИиК, то его задача — наблюдать и сигнализировать о нарушениях, а если нужно, то и судиться с властями.

Новый рынок

У истории с тем, кто будет делать оценку влияния нового строительства, есть и прямая финансовая составляющая. По подсчетам КГИОП, в 2018 году в границах Петербурга как объекта всемирного наследия было выполнено около 140 историко–культурных экспертиз. Если принимать среднюю стоимость экспертизы за 150 тыс. рублей и исходить из того, что оценка воздействия для таких проектов будет напоминать экспертизу, речь может идти о новом рынке объемом примерно 20 млн рублей.