Болезнь роста. Гостиничному бизнесу Петербурга после рекордного года грозят убытки до 800 млн рублей в месяц

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Сергей Ермохин

Петербургские гостиницы рискуют столкнуться с огромными финансовыми проблемами, связанными с ограничениями на выезд туристов из Китая. Опрошенные "ДП" эксперты заявляют, что ежемесячные потери могут достигать 800 млн рублей. Участники рынка надеются, что эпидемию удастся остановить, а электронные визы и режим "открытого неба" в Пулково помогут хотя бы частично компенсировать убытки.

Согласно последним подсчетам Смольного, Петербург в прошлом году посетили рекордные 10,4 млн туристов, из которых 4,9 млн — иностранцы. Традиционно высокую долю от общего числа зарубежных гостей составили граждане Китая, которые любят путешествовать организованными группами.
На фоне туристического бума показатели загруженности петербургских отелей также достигли пиковых значений. Как сообщили в Colliers International, минувший год стал одним из самых успешных для большинства игроков гостиничного рынка, заполняемость номеров выросла до 69%. Схожую статистику приводят в JLL, чьи аналитики оценивают загрузку по брендированному предложению Северной столицы на уровне 68%. В IPG.Estate фиксируют заполняемость отелей на исторически максимальные 70%.
Однако будущее рынка вызывает опасения из-за стремительного распространения китайского коронавируса. Подробнее о том, с какими угрозами рискует столкнуться гостиничный бизнес Петербурга, — в материале dp.ru.

Все в плюсе

По данным Colliers International, наиболее динамичный прирост по итогам года показали сегменты трех- и пятизвездочных отелей, где уровень загрузки вырос на 10 п. п. и 6 п. п. соответственно. В то же время высокая база тарифов, установленных во время проведения ЧМ-2018, негативно сказалась на динамике других показателей. Так, средняя стоимость номера в 2019 году уменьшилась на 12%, до 6470 рублей за сутки. В связи с ростом уровня загрузки снижение доходности на номер было не столь ощутимым: зафиксировано сокращение на 7%, до 4665 рублей за сутки.
В исследовании указано, что рынок качественных гостиниц вырос на 4% и достиг 23 832 номеров. Всего в Петербурге открылось 13 новых отелей общим количеством 852 номера. Основным источником нового гостиничного предложения стала реконструкция. В частности, около 80% номеров расположились в реконструированных зданиях (отели Grand Catherine Palace, "Статский советник", "Багратион", Art Deco Nevsky и др.). Характерно, что на рынке появлялись только небольшие отели: средний размер открывшегося объекта составил 65 номеров.
Более половины прироста номерного фонда сформировали отели категории "три звезды" — 447 номеров (52%). Еще 376 номеров открылись в четырехзвездочных гостиницах, сегмент пятизвездочных отелей увеличился на 29 номеров. В прошедшем году гостиницы открывали только локальные операторы, распределение долей международных операторов осталось неизменным.
"В 2020 году мы ожидаем сохранения активности инвесторов на гостиничном рынке Петербурга. Наибольший интерес игроков вызывают небольшие интересные гостиничные проекты. В частности, в 2020 году мы ждем усиления сегмента бутиковых отелей, а также появления новых и нестандартных для России гостиничных концепций, брендов. Ключевыми факторами запуска новых проектов выступают прежде всего перспективы значительного роста числа туристов на фоне дефицита качественного бюджетного предложения в городе", — говорит заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Евгения Тучкова.
В JLL подтверждают, что загрузка петербургских гостиниц в прошлом году оказалась рекордно высокой. Причем положительную динамику продемонстрировали все сегменты. Лидирующие позиции занял среднеценовой сегмент, куда входят преимущественно крупные гостиницы с обширным номерным фондом, ориентированные на туристические группы.
"Несмотря на расширение сезона, который сейчас уже начинается в апреле и длится до конца октября — начала ноября, в чем отчасти можно "винить" и происходящие климатические изменения, основная доля гостей желает посмотреть город по-прежнему в пиковые месяцы, с мая по август. Таким образом, в условиях ограниченной гостиничной базы отели могут диктовать цены на размещение. Интересна тенденция, что с точки зрения средних тарифов на размещение Санкт-Петербург выступает на равных с Москвой, чего не было еще, например, 5 лет назад", — подчеркнули в JLL.
Среднерыночные показатели по брендированному предложению Петербурга, 2017 – 2019
Автор: JLL

"Большие убытки"

В IPG.Estate общий показатель загрузки петербургских отелей оценивают в исторически максимальные 70%. Основным драйвером роста рынка гостиничной недвижимости наравне с внутренним турпотоком называют туристов из Китая. По словам руководителя гостиничного направления Rusland SP Людмилы Фроловой, в минувшем году Петербург посетили 1,3 млн туристов из Китая, но их фактическое число может достигать 2,5 млн.
Если учесть, что средняя продолжительность проживания составила 3 дня, а ночевка в двухместном номере обошлась каждому туристу в среднем в 1250 рублей за сутки, плюс траты на завтрак в среднем по 350 рублей на человека, то приблизительная выручка петербургских гостиниц от китайского туристического трафика за год равна как минимум 6,2 млрд рублей. Соответственно, ежемесячно отели будут терять около 516,6 млн рублей. Сильнее всего пострадают объекты, ориентированные исключительно на работу с большими группами из КНР.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ), напомним, еще в конце января сообщали, что российские туроператоры приостановили прием новых организованных туристических групп из Китая из-за эпидемии коронавируса.
"Доля китайских туристов в Петербурге составляет около 14%. Большинство из них приезжают летом, в высокий сезон, и обычно прибывают в город в составе туристических групп. При этом групповые брони делаются как минимум за полгода, и, скорее всего, как раз сейчас многие из них отменяются. Все мы надеемся, что в самое ближайшее время коронавирус удастся купировать, однако, если этого не произойдет, индустрию гостеприимства ожидают большие убытки. Потери только гостиниц Петербурга могут составить порядка 800 млн рублей каждый месяц, не говоря уже об общепите и других смежных сегментах, задействованных в обслуживании туристов. Думаю, более точные выводы и прогнозы можно будет делать через 2–3 месяца", — прокомментировала Евгения Тучкова.
Автор: IPG.Estate

С долей оптимизма

Одним из главных позитивных факторов, который поможет гостиницам частично восполнить потери, эксперты называют введение электронных виз. Положительное влияние на турпоток окажет и режим "открытого неба" в Пулково.
"Таким образом, перспективы дальнейшего роста туристического потока в город не вызывают сомнений. Тем не менее на данном этапе уже требуется активное развитие городского пространства и инфраструктуры с возможностью децентрализации туристских потоков, так как город уже существенно перегружен, особенно в пиковые месяцы", — полагают в JLL.
По статистике Смольного, за 4 месяца с момента запуска упрощенного оформления документов выдано более 112 тыс. электронных виз. В комитете по развитию туризма надеются, что к концу 2021 года туристический поток достигнет отметки 12 млн человек.
Кроме того, в IPG.Estate отмечают, что в прошедшем году сгладился фактор сезонности. Весенне-летний период продемонстрировал стабильно высокие показатели заполняемости, также выросли показатели загрузки осенью. Расширение высокого сезона эксперты объясняют в том числе климатическими изменениями.