Контекстный поиск. Важно ли окружение для новых храмов в спальных районах

Автор фото: Интерпресс
В Петербурге активно ведется не только жилищное, но и церковное строительство. Храмы возникают в спальных районах на фоне панельных и монолитных новостроек. Стоит ли обращать внимание на этот, казалось бы, чуждый фон и могут ли новые церкви стать доминантами, будучи заметно ниже своего окружения, узнал "ДП".
Исторический центр Петербурга изначально был подчинен храмам. Они завершали перспективы улиц, а также выглядывали из–за крыш в неожиданных местах. Горожанами любим вид на Свято–Троицкий Измайловский собор со Смежного моста через Крюков канал: он образовался между двумя дореволюционными домами. И когда недавно "Бронка групп" объявила о планах построить на Троицкой площади новый жилой дом, люди стали опасаться за сохранность десятилетиями нетронутого уголка. Опасения были не напрасными: проектом ООО "Интерколумниум" планируется закрыть нижнюю часть храма — портик, а вот синие купола все же останутся.

Святой в малоэтажках

Доминантный характер церквей вообще влечет архитекторов. Один из последних крупных проектов, где главным элементом микрорайона должна стать святыня, — Новая Ижора под Колпино. Там возникнет большой храм в честь Силуана Афонского. Этот святой проходил военную службу в окрестностях Колпино. Девелопер территории — группа "Балтрос" выделила под религиозный объект участок между Мокколовской, Лангеловской и Полянской улицами. Сейчас там построена временная Петропавловская церковь.
Новая Ижора пока представляет собой коттеджный район, но теперь будет расширена за счет малоэтажки. Изначально проектирование этой второй очереди вело ООО "Студио–АММ", но после кончины его руководителя Юрия Митюрева за работу взялся выходец из его мастерской Феликс Буянов, ныне совладелец ООО "Архитектурная мастерская "Б2".
По словам Буянова, в его проекте к Силуанскому храму ведет бульвар от Московского шоссе. Причем собор должен стать самым высоким зданием Новой Ижоры. Для этого придется менять правила землепользования и застройки, но это не кажется архитектору невозможным.
И все же ситуации, когда о храмах задумываются на ранней стадии, редки, сетует в беседе с "ДП" гендиректор ООО "Архстудия" Геннадий Соколов: "В большинстве случаев происходит по остаточному принципу. Осталось незастроенным место в квартале — ну давайте храм туда".

Комплекс в подчинении

Удачным примером из своего портфолио Геннадий Соколов назвал ЖК на ул. Коллонтай, 15–17, когда ЗАО "Строительная компания "Темп" позволило подчинить церкви весь комплекс. Она, Рождественская, встала на лицевом фронте, а жилые дома расположились симметрично относительно нее и "окаймляют этот храм".
Не так давно "Архстудия" разработала проект храма для крупного микрорайона от ЛСР в Ручьях. Там на углу проектных Северного и Васнецовского проспектов появится копия Андреевского собора, не сохранившегося на своем историческом месте в Кронштадте.
"Это была идея лично Андрея Молчанова, главы ЛСР. Возможно — я предполагаю — что Андрей Первозванный — его небесный покровитель. Если храм был разрушен и восстановить его на прежнем месте невозможно (а Андреевский собор на том же месте в Кронштадте не восстановишь), то надо находить места и делать копии. Это памятник храму, который был уничтожен", — пояснил Геннадий Соколов. (К слову, архитектор Михаил Мамошин недавно представил согласованный с епархией проект воссоздания Андреевского собора на изначальном месте; впрочем, это уже другой разговор.)

На фоне клеточек

О проблеме окружения поведал "ДП" и Дмитрий Ловкачев, гендиректор ООО "Архитектурно–проектное бюро "Ловкачев и партнеры".
Его мастерская создавала Евгеньевскую церковь на Парашютной улице, которую построили по инициативе создателя группы NordEstИгоря Минакова (также ныне покойного).
"Если раньше церкви, храмовые комплексы были доминантными — стояли на берегах рек, формировали излучины, замыкали перспективы, то теперь перспективы замыкаются на каком–то убогом бизнес–центре или чем–то другом в том же духе. Отсюда и проблема, что наш храм стоит на фоне застройки, которую мы называем бумажкой в клеточку", — обратил внимание Ловкачев на новые жилые кварталы, построенные на Парашютной группами "Эталон" и "ЛСР".
Своей болью от объемов жилищного строительства поделился и гендиректор ООО "Архитектурная мастерская "Тектоника" Кирилл Яковлев. Он на деньги совладельца "Эталона" Вячеслава Заренкова спроектировал Крестовоздвиженскую церковь на Нижне–Каменской улице.
"Когда храм строился, то смотрелся достаточно выгодно со всех сторон. Оттенял сквер (Изотовский. — Ред.) с одной стороны, с другой стороны — невысокий спортивный комплекс "Газпрома", с третьей — школу. Они не спорили с храмом. Но через дорогу вырос жилой комплекс (речь о проекте Legenda на Комендантском, 54–58. — Ред.), и теперь храм, если смотреть на его южный фасад, стоит на фоне этих высоток, а не неба, как еще год назад. Зато девелоперам выгодно продавать квартиры с видом на храм", — пояснил "ДП" Кирилл Яковлев.
По мнению собеседника, при разработке генерального плана города необходимо учитывать расположение церквей. Причем за пример взять, как ни странно, надо то, как это делалось в советское время. За тем лишь исключением, что тогда акцентными делали прежде всего административные здания и отдельные жилые дома.
"Как бы то ни было, когда дома у нас под 30 этажей, церкви не могут спорить с ними. При таких условиях развития градостроительной среды храм становится более камерным. И речь теперь идет о нюансах — как сделать гармонично, масштабно. Но новые церкви в любом случае не будут формировать городскую ткань, как это было в первой трети XIX века", — рассуждает Яковлев.

Главное — не отгораживаться

Максим Атаянц — автор Свято–Духовского собора на бульваре Долгоозерной улицы. Сейчас это здание достраивается, а на Рождество внутри прошла первая служба. По словам Атаянца, при проектировании религиозных объектов ориентироваться на окружение в спальных районах советских лет не имеет смысла: "А как можно ориентироваться на панельные дома, построенные в 1980–х годах? Это даже смешно".
А вот сам бульвар станет только краше, уверен Атаянц. Главное, чтобы приход не решил установить забор вокруг своей территории и не понастроил там "дополнительных построек, свечных заводиков". "Если настоятель окажется вменяемым, то вполне реально, что забора не будет. Впрочем, гарантировать это трудно. Ведь хватило же ума перегородить проход на колоннаду Казанского собора!" — сетует архитектор.
Собеседники "ДП" говорят, что "шикарным" местом для расположения церквей в спальных районах являются парки и бульвары. Но тут они порой натыкаются на протесты местных жителей, для которых зеленые зоны важнее. Всем памятна история изгнания собора из парка "Малиновка". Однако тот случай был вопиющим не самим фактом строительства в парке (тем более что там уже давно построена Покровская церковь), а огромными размерами несостоявшегося храма.