Данные трети мира. Facebook отчиталась о росте империи на фоне новых скандалов с утечками

Автор фото: Алена Марченко, фото: DPA/vostock-photo

Экосистемой Facebook ежемесячно пользуется уже треть населения планеты, соцсеть рапортует о растущей выручке. Однако котировки соцсети падают после отчета из-за проблем с персональными данными и контентом. Участники рынка, впрочем, считают это временным фактором: соцсеть сумеет найти компромисс между инвесторами, регуляторами и пользователями, уверены они.

Число людей, которые ежемесячно используют сервисы Facebook (FB, Instagram, Messenger и WhatsApp), выросло в последнем квартале до 2,89 млрд, следует из отчетности. Как отмечает The Wall Street Journal, рост пользователей опережает ожидания аналитиков в течение последних 1,5 года. Квартальная выручка FB выросла на четверть, акции FB за год выросли в цене на 55%.
Соцсеть отчитывается лучше ожиданий аналитиков на фоне сообщений о новых утечках данных и проигранных делах о приватности. С начала года основатель соцсети Марк Цукерберг обещает новые гарантии защиты данных. Однако все это не спасает от падения котировок FB из-за грядущих новых санкций в связи с мерами защиты персональных данных.
В России сервисам Facebook угрожают судебными исками, но не блокировкой: в Минкомсвязи крупные штрафы считают более эффективным наказанием. Роскомнадзор ждет от FB ответа до 31 января. Впрочем, участники рынка уверены, что соцсеть благополучно минимизирует издержки из-за утечек данных, улучшит инфраструктуру, а также пойдет на диалог с регуляторами.

Падение на росте

Чистая прибыль Facebook по итогам 2019 года сократилась в годовом выражении на 16%, до $18,485 млрд. Выручка выросла при этом почти на треть (27%), до $70,7 млрд. Удачным для империи Марка Цукерберга оказался IV квартал: соцсеть увеличила чистую прибыль на 7%, до $7,349 млрд, или $2,56 в расчете на акцию. Выручка взлетела на 25%, до $21,082 млрд, против $16,914 млрд годом ранее. Опрошенные FactSet аналитики в среднем прогнозировали квартальную прибыль на уровне $2,53 на акцию при выручке $20,9 млрд.
Компания наращивает оборот на фоне роста числа пользователей своей экосистемы: число ежедневных пользователей за последний квартал увеличилось на 9%, до 1,66 млрд человек (1,62 млрд в предыдущем квартале). Количество пользователей соцсети, которые заходят в свой аккаунт не реже раза в месяц, выросло на 8%, до 2,5 млрд человек. По оценкам FactSet, около 2,26 млрд человек пользуются всеми сервисами FB ежедневно и порядка трети населения планеты (2,89 млрд человек) — хотя бы раз в месяц. Эти показатели выросли за год на 11% и 9%.
В то же время по-прежнему наблюдается застой показателя в регионе США и Канады, самом прибыльном для компании. Так, доход на одного пользователя составил в среднем $8,52 во всем мире, а в США и Канаде — $41,41. Доходы Facebook от рекламы в IV квартале выросли на 25% — до $21,082 млрд. Доля выручки от рекламы на мобильных устройствах в общем показателе рекламных доходов увеличилась до 94% с 91% годом ранее. Вместе с тем расходы компании выросли на 34%, до $12,224 млрд (аналитики ожидали роста расходов на уровне 14%), что объясняется значительным увеличением штата FB — на 26%, до 44,9 тыс. сотрудников.
Компания была вынуждена увеличить расходы на персонал для обеспечения конфиденциальности и модерации контента. Финдиректор Facebook Дейв Венер предупредил инвесторов, что в I квартале 2020 года Facebook ожидает замедления годового роста выручки по сравнению с IV кварталом. В числе причин Венер назвал влияние мирового законодательства о защите персональных данных и проблемы, связанные с таргетированной рекламой. На фоне его заявлений и росте расходов на персонал акции социальной сети на премаркете упали на 7%, однако на открытии торгов перешли к росту в пределах 2,5%.
Facebook получила в скандале с Cambridge Analytica "прививку" от ущерба для будущих обвинений и сейчас активно работает над ее внедрением, соглашается Вадим Меркулов, директор аналитического департамента ИК "Фридом Финанс". "Из-за этого у Facebook также растут операционные издержки — 9% от выручки по сравнению с прошлыми периодами в 6%. Также из-за фильтрации политической рекламы и задержки выхода новых сервисов (торговля в Instargam и т. д.) рост будущей выручки не превысит 25%. Поэтому, отвечая на вопрос, повлияет ли это на финансовые результаты, можно сказать, что да. Однако в будущем, когда компания отладит процесс, издержки снизятся и дисконт за реорганизацию процесса уйдет", — уверен Меркулов.

Иск на полмиллиарда и утечки

Скандал с британской компанией Cambridge Analitica пока остается крупнейшим в истории с манипуляциями данными пользователей Facebook. В этой компании с 2015 по 2016 год анализировали активность 87 млн человек без их ведома для подбора политической рекламы. В 2019 году FB в США оштрафовали на $5 млрд, в Англии штраф составил 500 тыс. фунтов стерлингов. Окончание минувшего года для Facebook ознаменовалось серией крупных утечек и завершением многолетнего судебного разбирательства по делу о биометрических данных.
Так, в сентябре в публичном доступе оказались ID профилей, данные о стране проживания и пол более 400 млн пользователей Facebook в разных странах. В октябре неизвестные выставили в интернете на продажу базу данных, которая содержит информацию о 20 млн пользователей Instagram. В бесплатном "пробнике" базы были опубликованы, в частности, никнейм, ID, имя и фамилия, описание профиля, статистика по странице 20 тыс. пользователей.
В начале декабря на хакерском форуме опубликовали базу с данными 267 млн пользователей соцсети Facebook. База данных содержала имена, телефоны и ID. Большая часть данных относилась к гражданам США, а то, что в ней оказались телефоны пользователей, говорит о том, что база старше 18 месяцев: соцсеть убрала телефоны из API после скандала с Cambridge Analytica. Аналитики Comparitech предположили, что хакеры могли воспользоваться скрейпингом (технология получения данных из веб-страниц). Кроме того, у Facebook может быть брешь в системе безопасности, допустили в британской исследовательской компании.
В конце января Facebook согласилась выплатить $550 млн в рамках урегулирования претензий со стороны жителей штата Иллинойс, еще в 2015 году обвинивших ее в противоправном сборе биометрических данных пользователей. Причиной иска стал сервис Tag Suggestions, который помогал автоматически отмечать людей на загруженных фотографиях. FB позже отказалась автоматически использовать в социальной сети технологию распознавания лиц. Финдиректор Венер признал, что выплата компенсации привела к серьезному росту общих и административных расходов компании, которые подскочили сразу на 87% с прошлого года.
Андрей Давид, руководитель отдела клиентской безопасности провайдера ИТ-инфраструктуры Selectel, отмечает, что после скандала Facebook поспешила заявить о трансформации своей стратегии: если раньше компания делала ставку на открытость, то теперь, наоборот, намерена создавать дополнительный функционал для защиты данных пользователей. "Пока мы видим, что движение в этом направлении есть: в соцсети появляются новые функциональные возможности для обеспечения приватности", — считает эксперт.

Незаметные полумеры

На фоне новых разбирательств с утечкой данных Facebook в начале 2020 года действительно представила серию изменений в политике приватности компании. Так, инженер по безопасности Facebook Messenger Джон Милликан подтвердил на конференции в Нью-Йорке, что соцсеть работает над сквозным шифрованием для Messenger и единой платформы.
При этом он признал, что ожидать внедрения сквозного шифрования в ближайшие годы не стоит, ведь компания должна внести серьезные изменения в архитектуру своих сервисов. "Несмотря на то что мы добились прогресса в планировании, оказалось, что добавление сквозного шифрования в существующую систему невероятно сложно и требует фундаментального переосмысления практически всего", — сказал Милликан (цитата по Wired).
В конце января Facebook опубликовала документ, в котором объяснялось, какие полномочия и ограничения будут у совета по контенту, призванного улучшить модерацию контента. Из отчета следовало, в частности, что Совет будет рассматривать спорные случаи, когда пользователь не согласен с компанией по поводу удаления контента. Однако он не будет рассматривать контент, размещенный на маркетплейсе, фандрайзинге и в службе знакомств Facebook, а также в WhatsApp, Messenger и Instagram Direct. Как заметили в CNBC, хотя Facebook теперь будет принимать решения по контенту не в одиночку, а вместе с советом, когда дело будет доходить до удаления контента, FB будет по-прежнему опираться на собственную позицию.
Тогда же Facebook ввела новую функцию "действия вне Facebook", которая позволяет удалять данные, которые могли бы быть доступны для социальной сети, — аналог функции "удалить историю" в веб-браузерах. В компании, таким образом, признали, что анализируют "действия вне Facebook" для персонализации контента и таргетированной рекламы даже без входа в аккаунт. В частности, речь идет об открытии приложений или входе в них через Facebook, о просмотре контента, поиске товара, его добавлении в корзину и покупке, а также о пожертвованиях. С появлением новой кнопки можно удалить эту информацию, но это не помешает социальной сети вновь начать сбор данных.
Анализ данных пользователей соцсетей для использования в настройке таргетированной рекламы происходит довольно давно, но долгое время использовалась только информация из анкетных данных профиля. Однако несколько лет назад крупные интернет-ресурсы начали обмениваться информацией об активности пользователей между собой, напоминает Илья Тихонов, руководитель направлений "Комплаенс" и "Аудит" группы компаний Softline. Формально, отмечает он, эти данные обезличены, но, сопоставив несколько параметров между собой, вычислить их владельца не так сложно.
"Заявление компании о возможности изменять настройки приватности и самостоятельно управлять информацией со сторонних ресурсов, которую анализирует соцсеть, выглядит как попытка легализовать деятельность по сбору данных в глазах пользователей. Информация в обезличенном виде при этом остается на сервере и теоретически может быть передана третьим лицам", — напоминает представитель Softline. Если приложение установлено в вашем телефоне, оно может получить доступ практически к любой информации, которая передается посредством устройства, подчеркивает эксперт.

Штраф, не блокировка

В России Facebook пока остается нарушителем закона о переносе персональных данных российских пользователей на местные серверы. Роскомнадзор год назад инициировал административное производство в отношении FB, компании выписали штраф на 3 тыс. рублей и дали 9 месяцев на устранение недостатков. 31 декабря Роскомнадзор направил новый запрос.
30 января глава комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, глава Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич заявил, что направил в Роскомнадзор просьбу подать в суд на Facebook, Twitter и YouTube в связи с нарушениями российского законодательства, сообщило ТАСС. Малькевич призвал по аналогии с Linkedin заблокировать эти социальные сети.
В ответ замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин заявил, что крупные штрафы для американских компаний Facebook и Twitter за повторное нарушение российского законодательства в области персональных данных — гораздо более эффективная мера, чем блокировка. Он пояснил, что если компания работает на территории России и получает "энное количество денег с российского рынка", то оштрафовать ее можно за нарушения законодательства и за пределами страны. Роскомнадзор позже сообщил, что с 31 января начнет оценку исполнения законов.
"Роскомнадзор состоит с компаниями Facebook и Twitter в деловой переписке. По истечении срока мы будем изучать обстоятельства и, если увидим признаки административного правонарушения, будем действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации", — сообщили агентству в пресс-службе регулятора.
Хранение данных на территории России в первую очередь обеспечит выполнение требований законодательства, подчеркивает представитель Selectel. Неисполнение законов может привести к тяжелым санкциям, вплоть до блокировки ресурса. "Что касается приватности, то у Facebook много дата-центров в разных странах. Очевидно, у компании стандартизированы вопросы взаимодействия с дата-центрами, что позволит обеспечить высокий уровень приватности данных и при размещении в России", — считает топ-менеджер.
Локализация данных российских пользователей Facebook никак не скажется на ситуации с утечками персональных данных из баз соцсети, уверена Елена Агеева, консультант Центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет".
По ее словам, причина в том, что владельцем данных по-прежнему останется компания, которая будет иметь их копии, определять подходы к защите и принимать решение о передаче третьим лицам. Значительным шагом к обеспечению приватности пользователей могло бы стать предоставление им возможности отказаться от передачи любым третьим лицам и управлять объемом передаваемых данных. "Правда, в первом случае все равно придется сделать исключение для тех, кому необходимо передавать данные для доступа к соцсетям и использования их основных возможностей", - добавила Агеева.