Медстраховка автоматом. Создатели BestDoctor придумали, как управлять расходами на ДМС

Автор фото: vostock-photo
Идею бизнеса совладельцы BestDoctor Марк Саневич и Михаил Беляндинов придумали, когда еще были студентами–медиками. Они решили осовременить рынок корпоративного медстрахования и пригласили в состав учредителей технического специалиста Филиппа Кузнецова.
Год ушел на поиск работающей бизнес–модели. В итоге появился сервис, который оптимизирует траты компаний на ДМС сотрудников, а им самим — время на общение со страховщиками и врачами.

Пишите, Шура, пишите

Обозначить проблему, узнать, к какому специалисту надо идти, записаться к врачу теперь можно в чате специального приложения. Три четверти пользователей, как показала статистика, предпочитают именно переписку. BestDoctor собирает аналитику и, не раскрывая медицинских тайн, подсказывает компаниям, что включить в страховку, исходя из потребностей работников. Неиспользованная часть запланированного бюджета не сгорает: управлять расходами на ДМС можно в специальной программе.
Сейчас среди клиентов компании — "Нетология", Модульбанк, Ozon, SuperJob, Rambler, Mamba. Их сотрудникам по ДМС доступны услуги 11 тыс. клиник. "Полгода ушло на то, чтобы найти компанию, которая согласилась на тестовый запуск. Сначала все отказывали, но со временем мы вышли на гендиректора, которому приглянулись. Выходили с сырым продуктом, честно об этом рассказали. В ответ нас предупредили: только одна попытка. Весь коллектив сначала нам не доверили — только 300 человек", — говорит Беляндинов, исполнительный директор BestDoctor.
Путевку в мир большого бизнеса начинающим предпринимателям дал фармацевтический дистрибьютор "Пульс": он первым решился протестировать новый продукт на себе. Через год появились еще два клиента — AimTech и Ostrovok. Технологии позволяли компаниям экономить на корпоративных полисах в среднем 20% в год, это подкупало потенциальных клиентов. Каждое новое имя в портфолио упрощало привлечение следующих заказчиков. В итоге в 2019–м оборот вырос в 6 раз — с 50 млн до 300 млн рублей. "Мы научились объяснять, что у нас за продукт, наработали имя и заручились рекомендациями", — объясняет Михаил.

Поддержка от венчуров

В начале стартовый капитал составил 500 тыс. рублей, после акселерации во ФРИИ команда в несколько заходов привлекла около $3,5 млн, в том числе от фонда AddVenture. Эти средства помогли улучшить продукт и масштабировать его. В конце 2018 года компания вышла на рынок Петербурга. К пулу клиентов присоединились "Правовед", "Синдикатор", IQ Option, "Пульс СПб" и другие.
"Рынок здесь сильно отличается от других. Это связано с внутренней кухней ДМС: по–другому устроено согласование между клиникой и страховой компанией. Все сильно дольше, и сначала это пугало", — говорит Беляндинов.
Объем российского рынка ДМС составляет около 150 млрд рублей в год. Технологии, призванные оптимизировать страхование за счет внедрения интернета вещей, машинного обучения и больших данных, во всем мире принято называть иншуртехом.
"За последние 10 лет в эту сферу, по данным Deloitte, инвесторы вложили более $12 млрд. Так что для российского рынка история с BestDoctor знаковая, но в мире она не уникальна, зарубежные аналоги есть. В качестве примера можно привести французскую компанию Alan, — говорит Елена Силинская, директор стартап–акселератора iDealMachine. — Однако позиции BestDoctor на рынке, в создании которого он сейчас активно участвует, в будущем могут легко покачнуться, когда на этот рынок обратит внимание какой–нибудь крупный игрок с серьезными ресурсами. В таком случае выдержать конкуренцию будет сложно".