Прохиндеи Кремниевой долины. "Дурная кровь" Джона Каррейру

В издательстве "АСТ" вышла книга Джона Каррейру "Дурная кровь" о том, что бывает, если харизматичная 19–летняя девчонка задумала взорвать своим стартапом консервативный рынок анализов и при этом умеет нравиться людям. Элизабет Холмс называли Стивом Джобсом в юбке. В нее поверили медиамагнат Руперт Мердок, госсекретарь США Генри Киссинджер и другие не менее известные личности. Например, Тим Драпер, инвестор Skype и Tesla, Дональд Лукас, инвестор Oracle. Все выглядело красиво и невинно: студентка Стенфорда придумала микропроцессорный пластырь, который по одной капле крови мог сделать точный анализ и передать данные врачу. Никаких игл и долгих расшифровок. Одна капелька крови — и проверка на 100 болезней у вас в кармане.
Считалось, что медицинская революция в самом разгаре. И картридж для считывания анализа крови сэкономит много денег фармацевтическим компаниям, выводящим на рынок новые лекарства. Вроде бы очередная история успеха как она есть. Но все оказалось намного интереснее.
В основу книги легли реальные события: стартап Theranos действительно существовал, инвесторы на самом деле отстегнули $400 млн, а серьезные эксперты и правда оценивали компанию в $9 млрд и предрекали ей большое будущее. Вот только в результате эта история не об успехе, а о самом громком скандале Кремниевой долины и невероятно хитроумной афере стоимостью в миллиарды. Сейчас основательнице грозит 20 лет тюрьмы. Вот это развязка!
Автор книги — журналист, который первым доказал в Wall Street Journal, что Theranos — мыльный пузырь, карета–тыква, а королева — голая. Ему потребовалось немало времени и сил, чтобы собрать доказательства. Потенциально прорывные технологии были настолько засекречены, что доказать, что прорыва нет, было очень непросто. Рассказ об афере века написан через призму переживаний и поступков самих участников событий. А пережили они много.
Вначале девочка мошенницей не была и не сразу вошла во вкус. Читателю рисуют картину ее взросления: да, амбициозная и смелая мечтательница, но настроена серьезно, отличница из уважаемой семьи. Живописуют встречи с потенциальными клиентами, собеседования и внутрикорпоративные конфликты: просто не оторваться. В итоге выясняется, что компания сознательно использовала ошибочные тесты и ничего не пыталась сделать, чтобы их исправить. Зато степень секретности вокруг работы фирмы была такова, что вывести главных прохиндеев на чистую воду стало невероятно сложной задачей. Тем интереснее читать рассуждения автора книги о том, почему стартапу 10 лет удавалось поддерживать миф о передовых медицинских технологиях. Немалую роль сыграли СМИ: основательница компании мелькала на обложках Forbes, New York Times, Inc, Fortune. Да что там, у нее брал интервью сам Билл Клинтон.
Отличная иллюстрация того, что может случиться, если принять один из самых живучих лозунгов Кремниевой долины: fake it until you make it. Притворяйся, пока не сделаешь это правдой. На Западе про то, как лопнул пузырь Theranos, теперь хорошо известно. Там книга стала бестселлером и обрела несколько престижных для бизнес–литературы наград.
Вряд ли книга получит такое же признание в России. Но изучать скандальную историю стартапа, написанную в жанре детектива, интересно и полезно для дела. С прикладной точки зрения это чертовски захватывающее чтиво — о личном бренде, манипулировании, построении команды, талантливом использовании связей и грамотной работе с юристами — не зря Холмс потратила треть от всех полученных инвестиций именно на них. Пытливый читатель вычитает в этой истории полезные уроки, которые стоит извлечь руководителям, предпринимателям, инвесторам, топ–менеджерам, рядовым сотрудникам и всем, кто легко поддается влиянию харизматичных ярких личностей. А русский читатель как минимум запомнит, что инвестировать в стартап, исполнительного директора которого зовут Санни Балвани, недальновидно.