Иск в PowerPoint. Будущее судебного процесса

 

За последние годы число обращений в суды росло ежегодно на 30%. Это — следствие доступности правосудия и повышения правовой информированности бизнеса и граждан. Хотя сами дела не становятся сложнее, сроки их рассмотрения растут. Причина в том, что поменялись правила рассмотрения дел. Теперь каждая сторона стремится принести в суд как можно больше информации. Суд в этом точно не заинтересован. Его задача — установить формальную истину по делу и понять доводы и позицию каждой стороны, а не выискивать доказательства в кипах бумаг и огромных массивах повторяющегося текста. Юристам стоит признать, что реальная задача участников судопроизводства — убедительнее представить суду позицию по делу, а не давать служителям Фемиды письменный материал для работы.
Действующее процессуальное законодательство предусматривает только правила сбора и оценки доказательств и не определяет форму выражения позиции. На мой взгляд, следующим витком развития судебного процесса будет внедрение определенных технологий работы с информацией в судах. Полагаю, в скором времени объяснить суть правового конфликта в суде можно будет в виде наглядной схемы или иллюстрации. Особо прогрессивные суды будут просить истца подготовить трехминутную презентацию, иллюстрирующую суть обстоятельств дела.
Фундамент для будущих изменений был заложен еще в период 2007–2012 годов, когда в арбитражных судах появилось незаменимое сейчас "Электронное правосудие". Оно по сути является юридической CRM–программой. Вряд ли сегодня можно представить крупную организацию без систем учета и взаимодействия с посетителями. А тогда это был настоящий прорыв.
Кроме того, сторонам по делу предложили самостоятельно готовить проекты судебных решений, подавать документы без явки в суд и участвовать в судебном заседании по видео–конференц–связи. Эти новшества, на мой взгляд, более значимы для процессуальной революции, чем реформирование системы судов общей юрисдикции в минувшем году. Они повышают публичность судебного процесса и делают информацию открытой и доступной.
Но без привнесения в процесс принципов современной работы прогресс в будущем станет невозможным. Мы придем к тому, что на местах сотрудники аппарата суда будут организовывать семинары по вопросам технического взаимодействия представителей и суда, судьи будут делиться опытом восприятия информации в рассматриваемых делах, а судебные функционеры — готовить рекомендации по ведению процесса не только для судей, но и для сторон по делу.
Осип Румянцев, управляющий партнер адвокатского бюро "Румянцев Лигал"