Картинка к посланию. О "министерской чехарде"

 

В российском политическом лексиконе существует выражение "министерская чехарда". Автором его считается знаменитый депутат Владимир Пуришкевич, который характеризовал таким образом частую смену членов правительства в последние годы империи. Потом это словосочетание употреблялось при Борисе Ельцине. За 10 лет его правления премьер–министры менялись 7 раз, при этом Виктор Черномырдин умудрился проработать на этой должности 5 лет, уйти на 5 месяцев, а потом вернуться на 2 недели. А Сергей Степашин премьерствовал менее 3 месяцев.
Но после Ельцина ротация председателей правительства происходила строго по плану. Единственным исключением был уход Михаила Фрадкова в сентябре 2007 года. А так — все четко. Первый президентский срок — Михаил Касьянов, второй — Фрадков/Зубков, потом 4 года — сам Владимир Путин, третий и четвертый — Дмитрий Медведев.
Внезапная отставка Дмитрия Медведева укладывается в стереотипы современной российской политики только своей непредсказуемостью. Кадровые перемены здесь всегда происходят вдруг, достаточно посмотреть на историю губернаторов Петербурга. Только Владимира Яковлева выгоняли долго, нудно и публично, а все остальные уходили неожиданно, иногда даже для самих себя. Но одновременно отставка всего правительства — это смена парадигмы. Такого в эпоху стабильности еще не бывало.
Возможно, таким образом был проиллюстрирован прозвучавший за несколько часов до того тезис, что в обществе "созрел запрос на перемены". И эта кажущаяся неправдоподобной из–за своей буквальности трактовка может оказаться верной. Потому что одновременно прозвучал другой тезис — о необходимости референдума по конституции. Которую не правили на референдуме с момента принятия в 1993 году, что по меркам российской политики — практически как до нашей эры. Прежде некоторые пытались пиариться, предлагая то одни, то другие изменения в основной закон. Но их кампании развития не получали — видимо, товарищам объясняли, что пока не время перемен.
А теперь время перемен, очевидно, наступило. Все ключевые слова произнесены. И даже проиллюстрированы.
Антон Мухин, редактор